Сотрудница ресторана на Шымбулаке уволена после языкового скандала

Аскар Жакыпов
коллаж Ulysmedia

Со вчерашнего дня в социальных сетях активно обсуждается языковой скандал в ресторане Gusto, расположенном на горнолыжном курорте Шымбулак в Алматы, передает Ulysmedia.kz

Подробности 

23 декабря пользователь Threads опубликовал видео, где сотрудница ресторана Gusto отказывает ему в обслуживании на государственном языке.

      - "В чём проблема, что здесь никто не говорит по-казахски?". Я услышал эти слова от администрации ресторана Gusto на Шымбулаке. Администратора зовут Елена. Я очень спокойно задал только один вопрос: есть ли в ресторане официант, говорящий по-казахски? В ответ - ругательства, оскорбления, а затем и следующие слова: "Я родилась в СССР и не обязана говорить на казахском языке. Мне не нужен казахский язык", - написал автор.

Администрация ресторана Gusto тут же попыталась замять скандал, сообщив, что обслуживает гостей на трёх языках:

      - Ресторан Gusto уважает законы Республики Казахстан и государственный язык. Мы обслуживаем гостей на казахском, русском и английском языках. Видеоматериал, опубликованный в социальных сетях, требует дополнительного изучения. В настоящее время проводится внутренняя проверка. По результатам проверки будут приняты соответствующие меры.

Но в это время, как выяснилось, скандал только набирал обороты. Пользователи начали делиться в социальных сетях фотографиями меню данного заведения, утверждая, что обслуживание доступно только на русском и английском языках.

Предложение 

Предприниматель и гражданский активист Жалгас Ертай предлагает на законодательном уровне ввести в Казахстане механизм штрафов для тех, кто отказывается предоставлять услуги на госязыке.

      - Первый раз - предупреждение и сразу 30 тысяч тенге, второй раз - 300 тысяч тенге, третий раз - штраф в 3 миллиона тенге. Тогда уже на следующий день любое место обслуживания с радостью начнет предоставлять услуги на казахском языке. А сейчас акимат ограничивается лишь предупреждением такой компании. Будущее властей, которые не могут защитить свой государственный язык, туманно, - считает он.

"Отмена" Gusto?

Скандал, тем временем, "перекочевал" на площадку 2Gis. Уже там пользователи продолжили свою акцию протеста против заведения, не уважающего, по их мнению, казахский язык. Многие требуют не только извинений со стороны владельцев и администрации заведения, но и закрытия ресторана. 

Уже сегодня в Gusto сообщили, что оскандалившаяся сотрудница была уволена. Словам извинений, к слову, в сообщении компании вновь не нашлось места.  

Контекст 

Ранее мы писали об аналогичном скандале в Астане - тогда под критику попала сеть Starbucks.