"Надеюсь, доступно объяснил, господин министр": эксперт возразил Жумангарину

Аскар Жакыпов
коллаж Ulysmedia

Казахстан слезает с нефтяной иглы. Именно такой посыл несут последние доклады с высоких трибун. Но цифры — вещь упрямая, говорит эксперт. Их нужно правильно читать, передает Ulysmedia.kz.

Подробности 

Заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Серик Жумангарин заявил о снижении доли добычи нефти и газа в ВВП с 16,5% (2010) до 8,1% (2024). Это не означает снижения зависимости Казахстана от этих ресурсов, заявил в ответ эксперт нефтегазовой отрасли Аскар Исмаилов. Он указал, что ВВП считается в текущих ценах и в тенге. За годы, упомянутые министром, были девальвации, менялись инфляция и цены на нефть. Кроме того, запустился Кашаган, а Тенгиз расширяется. В результате, физически страна добывает даже больше, чем в 2010 году.

Снижение доли в ВВП не означает снижения зависимости, подчеркнул Исмаилов. "Чёрное золото" по-прежнему является главным экспортным продуктом страны и бюджет системно опирается на нефтяные доходы и трансферты из Нацфонда.

       - Да, доля обрабатывающей промышленности выросла. Это позитив. Экономика стала шире, сектор услуг растёт, внутренний спрос увеличился. Но значительная часть промышленного роста всё ещё связана с переработкой сырья и металлургией. Это не полный разрыв с сырьевой моделью. Поэтому корректнее говорить не о «слезли с иглы», а о том, что экономика стала более диверсифицированной по структуре ВВП. При этом экспортная и бюджетная архитектура остаётся нефтяной, - указал эксперт, автор Telegram-канала Pace.

Реальный тест — устойчивость системы при низких ценах на нефть. "Что будет с бюджетом, курсом и ростом ВВП при цене на Brent в 60 долларов несколько лет подряд?", - вопрошает эксперт. Если система устоит без экстренных трансфертов и ручного управления, значит трансформация состоялась. Пока же, подчеркнул он, нефть остаётся валютным позвоночником страны и это нужно учитывать при стратегических решениях.

       - Если совсем упрощать, то приведу аналогию. У меня 6 детей. Всю свою семейную жизнь работал только я один. Сейчас двое старших детей тоже работают, но их зарплаты не покрывают даже их собственные расходы. Формально работающих в семье стало втрое больше, а по факту все зависят по-прежнему от папы. Как-то так, г-н министр. Надеюсь, доступно объяснил, - заключил Аскар Исмаилов. 

Справочно 

Казахстан экспортировал в прошлом году 76 млн тонн нефти на общую сумму 39,88 млрд долларов в 29 стран. Для сравнения: в 2024 году - 71 млн т на 42,3 млрд долларов. На долю "черного золота" приходится 51% всей экспортной выручки Казахстана.

Контекст 

Ранее Токаев указал на сложную ситуацию в нефтяной отрасли. В Казахстане добывается около 100 млн тонн нефти в год, но из них наша страна перерабатывает только 18 млн тонн. Как следствие, констатировал президент, будучи нефтедобывающей страной, мы из года в год испытываем дефицит дизельного топлива, существенная зависимость от импорта у нас по авиационному керосину.