Депутат сената парламента Мурат Бахтиярулы озадачился разницей финансирования "Назарбаев интеллектуальных школ" (НИШ) и обычных средних школ страны, передаёт Ulysmedia.kz.
Мурат Бахтиярулы также усомнился в образовательной программе Казахстана, предусматривающей трехъязычие.
"Наличие отдаленных друг от друга социальных групп, их открытые противостояния, начало жестокости и произвола кроется именно в знании. Потому что у нас недостаточно развита среда, где можно получить качественное образование. Согласно исследованию Всемирного банка, только 1% учащихся в стране получают доступное и качественное образование", – сказал он на заседании сената, озвучивая свой депутатский запрос на имя вице-премьера Ералы Тугжанова.
"Неравенство и разрыв в образовании у нас достаточно большие. К примеру, разница в финансировании между НИШ и обычной школой – в 6 раз. Ученику, обучающемуся в сельских школах, где 44% обучающихся в стране, требуется 6 лет, чтобы достичь уровня образования ученика НИШ", – отметил депутат.
Еще одной большой проблемой, по мнению сенатора, является обучение трем языкам в казахстанских школах.
"Безусловно, требования по знанию английского языка нашей молодежи продиктованы временем. Но какая потребность в обучении сразу трем языкам казахских малышей в детском саду, в первом классе, у которых еще не полностью сформирована система мышления, развитие сознания? Почему Япония, Финляндия, Китай, Франция до 10 лет не обучают своих детей другим языкам?", – возмутился он.
По сведениям Бахтиярулы, два языка в первом классе преподаются только в четырех странах, во втором классе – в пяти странах, в четвертом классе – в 12 странах.
"А три языка вообще не преподаются ни в одном государстве мира, кроме Казахстана. Следовательно, знание иностранного языка не является главным показателем грамотности, а лишь инструментом, необходимым для освоения высот мировой науки", – считает он.
С каждым годом всё очевиднее: со средним образованием в Казахстане проблемы, но тем не менее от внедрённой 7 лет назад «обновлёнки» пока никто не отказывается. Вполне возможно, что министру образования и науки просто неудобно вот так запросто, под нажимом общественности, признать, что его предшественники ошиблись? А, может быть, проблема в другом – он не хочет создавать финансовые и иные трудности коллеге – руководителю «Назарбаев интеллектуальных школ» Куляш Шамшидиновой? Ведь она является бессменной главой НИШ, которая вряд ли что-то захочет поменять в системе. На волне набирающей обороты общественной дискуссии редакция Ulysmedia.kz решила вспомнить, кто внедрял «обновлёнку» и выяснить, почему программы элитных НИШ забуксовали в обычных школах.