Почему возник коллапс на казахско-кыргызской границе

Ulysmedia

Работающие пункты пропуска на границе Казахстана и Кыргызстаном не справляются с наплывом людей, желающих пересечь госграницу между странами-членами ЕАЭС. Об этом со ссылкой на Deutsche Welle передаёт Ulysmedia.kz.

DW

Процедура растягивается как минимум на три часа. На погранпереходе "Карасу-Ак-Тилек" очередь видна за полкилометра до него. До июня через этот погранпереход пропускали как легковые машины и автобусы, так и многотонные фуры. Теперь же – только грузовики. Но ликвидировать очереди пока так и не удалось.

По словам одного из сотрудников пункта пропуска "Кордай" на казахстанской стороне границы, основной причиной возникших огромных очередей является начало сезона отпусков.

"У нас такая ситуация с июня, когда отменили требования о ПЦР-тестах. Очень много казахстанцев и особенно россиян поехали на своих машинах отдыхать на Иссык-Куль. Немало и больших автобусов из Алматы с отдыхающими, они обычно подъезжают колоннами по 5-6 машин. А нас всего 30 человек работает. Где-то столько же людей и с кыргызской стороны", – рассказал капитан погранслужбы Казахстана.

Со слов политолога из Бишкека Игоря Шестакова, в Кыргызстане стало заметно больше машин с российскими номерами – почти все едут на Иссык-Куль. Также, по мнению политолога, немалую роль в ежегодно возникающих трудностях при пересечении границы между двумя странами является взаимное недоверие.

"Официально мы дружественные союзные страны, но при переходе границы это не особо видно. Всегда есть погранконтроль с обязательным вопросом о цели визита, как и тщательная таможенная проверка. Особенно много проблем у грузоперевозчиков, которые перед пересечением границы порой стоят по несколько суток. Нечто подобное можно наблюдать на границе с Узбекистаном, который не является членом Таможенного союза и ЕАЭС", – отметил он.

Как рассказал водитель небольшого грузовика из Бишкека Роман Николайчук, такие очереди возникают каждый год с началом туристического сезона.

“Пропускают же всего по пять машин каждые 15 минут, на одной стороне пограничники и таможенники проверяют, потом на другой – минимум час потеряешь. Но в этом году после того, как стали без ПЦР пускать, ещё одна проблема появилась. Почти 80% тех, кто в очереди стоит, везут из Казахстана бензин", – сообщил он.

По словам жителя села Нижний Ноорус Манаса, “если на наши деньги перевести, то в Казахстане 92-й бензин всего 30 сомов стоит, что вдвое дешевле”.

“Солярка почти 40 сомов в Казахстане, у нас – по 65. Нам сейчас разрешают провозить полный бак и дополнительно 20 литров в канистре", – говорит он.

С середины июня Манас каждый день старается дважды побывать в Казахстане, что, по его выражению, законом вроде как не запрещено.

"Может это и неправильно, но я решилт воспользоваться шансом поправить материальное положение своей семьи. Я привожу 92-й бензин, а мои сыновья продают его на трассе уже по 50 сомов. Это хорошая добавка к моей зарплате в 25 тысяч сомов", – пояснил он.

Напомним, в июне погранслужба КНБ сообщила, что пробки на границе с Кыргызстаном возникают из-за перевозчиков бензина. Только за июнь из Казахстана в Кыргызстан на легковых автомобилях было перевезено более 570 тысяч литров различного топлива. Судя по тому, что говорят в очередях на границе, это раздражает казахстанцев, которые в целом положительно восприняли решение правительства, продлившего с до 12 января 2023 года запрет на экспорт топлива.