×
494.87
520.65
4.91
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
494.87
520.65
4.91

Мы не убили никого, мы не воровали - Биртанов

Мы не убили никого, мы не воровали - Биртанов
Facebook

В Нур-Султане прошло очередное заседание суда №2 Сарыаркинского района над бывшим министром здравоохранения Елжаном Биртановым, передаёт Ulysmedia.kz.

Третий прокурор

Гособвинение хотело привлечь к заседанию третьего прокурора Рахимова, который приступил к изучению материалов дела только 14 июля.

“Складывается впечатление, что у прокуратуры совсем слабая позиция, что им приходится усилять обвинение”, – заявил Елжан Биртанов.

Сторона защиты потребовала от суда отстранить городского прокурора Рахимова.

“Почему присутствует третий прокурор, где письменные документы о расширении или увеличении количества прокуроров? Прокурор Рахимов только неделю назад начал ознакамливаться с делом, как он будет представлять гособвинение?”, – обратились адвокаты к судье.

При этом, по их словам, гособвинение не имеет право подключать к делу нового прокурора в процессе судебного разбирательства, если это не связано с заменой процессуальных прокуроров.

Биртанов отметил, что для ознакомления со всеми материалами дела ему понадобилось полгода и спросил Рахимова, сколько он уже успел изучить с 14 июля. Горпрокурор не смог ответить на этот вопрос. А процессуальный прокурор Бауржан Шекенов заявил, что гособвинителям не задают вопросы.

“Прокурор заявил, что он участвует в этом суде по поручению руководства, а не в соотвествии с УПК, Kонституцией, то есть гособвинение действует по указке высшестоящено руководства? Без ознакомления с материалами дела будет поддерживать обвинение, как руководство прикажет? Генпрокуратура создала прецедент – приказы нужно выполнять”, – подчеркнул бывший заместитель Биртанова Олжас Абишев.

Также он отметил, что дело ведётся в бумажном формате – электронной версии нет.

“Как он будет изучать материалы дела – в здании суда с утра до вечера? Это нарушение всех норм, создаёте все условия для беззакония”, – сказал Абишев.

В результате суд вынес решение об отстранении Рахимова с сегодняшнего заседания и попросил гособвинение в следующий раз предоставить документы о подключении к делу нового прокурора.

Пытки Абишева

Экс-заместитель Биртанова рассказал о пытках со стороны сотрудника Агентства по финмониторингу Кенеса Аслана, которые применялись по отношению к нему с августа 2020 года. По словам Абишева, Аслан угрожал посадить его в тюрьму на 12 лет, если тот не даст признательные показания.

“Кенес Аслан три часа шантажировал меня в своём кабинете, – говорил: “Если признаешься сейчас, через час выпустим под домашний арест”. Эти факты – плевок в сторону всех казахстанцев. Есть видео в интернете, как Кенес Аслан, будучи замруководителя департамента экономических расследований по ЗКО, избивал сотрудников МВД”, – рассказал он.

Было пять обращений по поводу пыток и об угрозе жизни экс-вице-министра и его семьи. Со слов процессуального прокурора Толегена Жарасбаева, по указанию судьи обращение о пытках было направлено в Антикор, те перенаправили заявление в АФМ. Они утверждает, что в итоге никаких доказательств о применении пыток не было найдено и обращение аннулировали.

Бывший вице-министр отметил, что ему никто не звонил и не допрашивал по поводу обращений, никаких расследований не было.

“До сих пор получаю сообщения с угрозами – Дикий Запад, лихие 90-е. При этом в материалах нет ни одного доказательства моей вины”, – сказал он.

На вопрос судьи, в каком виде оказывалось физическое давление, Абишев рассказал о создании ему дискомфортных условий в течение трёх месяцев, пока он находился в СИЗО:

“Пытались положить под матрац наркотики, подкинуть сим-карту. Каждую неделю меняли камеру заключения, отправляли к убийцам, наркоманам – осуждённым за тяжкие преступления”.

Кроме того, как утверждает экс-вице-министр, Аслан просил дать ему пароли от почты и телефона. Позже в рамках следственных действий было доказано, что сотрудник АФМ поменял пароль от телефона Абишева.

19 марта 2022 года бывший вице-министр получил сообщение с текстом:

“Обратно посажу”.

Абишев обещал предоставить скриншот этого сообщения.

“Выясните, чей это номер, почему он мне пишет”, – обратился он к следствию.

Сторона защиты указала на нарушения Стамбульского протокола (руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других видов жестокого обращения). Адвокат просил личного приёма генпрокурора, однако так и не получил ответа.

“Почему Генпрокуратура, получив такие обращения, перенаправляет в нижестоящие органы? Методы дознания объясняются тем, что наша правоохранительная система – детище советской правоохранительной системы, такими темпами можем и до системы царского правления дойти. Все обоснованные жалобы отклоняются. Мы не убили никого, мы не воровали деньги, возможно, мы превысили свои полномочия, но надо ещё выяснить, с какой целью это было сделано”, – произнёс речь Биртанов.

Адвокаты подчеркнули, что проверка заявлений Абишева фактически не проводилась и попросили предоставить заключения о якобы проведённой проверке. Сторона защиты подала ходатайство о необходимости истребления всех документов о пытках в ходе этого заседания, так как в последующих заседаниях, по мнению адвокатов, прокуроры могут предоставить документы, оформленные задним числом. Также сторона защиты подала ходатайство о привлечении к ответственности лиц за действия или бездействия, связанных с пытками Абишева.

“Прокуратура должна была организовать досудебное расследование. В ином случае, это правонарушение – укрывательство преступления, за которое должно быть понесено наказание. Дело о пытках Абишева является неотъемлемой частью дела о платформе, как и дело о мошенничестве Ericsson Nikola Tesla. Это всё одно дело”, – заявил общественный защитник Ержан Биртан.

Суд назначил повторную проверку заявлений о пытках экс-вице-министра и попросил предоставить материалы до 23 августа. Сторона защиты, в свою очередь, попросила взять перерыв в судебном разбирательстве до 23 августа.

Напомним, по версии следственных органов, Биртанов и Абишев якобы приняли у зарубежной компании неработающую "Платформу информатизации и интероперабельности информационных систем здравоохранения", чем нанесли ущерб государству. Также экс-министра подозревают в злоупотреблении полномочиями во время использования в июне 2020 года судна санавиации для перелёта из Тараза в Нур-Султан. Обвиняемые находятся под домашним арестом. Перед началом главного судебного разбирательства Биртанов просил сменить домашний арест на подписку о невыезде, однако ходатайство было отклонено.

Дело Биртанова рассматривается с 26 мая. Уголовное дело поступило в суд после нескольких месяцев дорасследования.

На прошлом заседании Биртанов заявил отвод судье из-за запрета на аудио-, фото- и видеосъёмку.