Фильм о Миржакыпе Дулатове появился в кинотеатрах страны и … тут же исчез. Последовали совершенно невнятные объяснения самых разных лиц о том, что произошло “в самом деле”. И каждое такое лицо призывало не видеть в снятии с проката этого фильма никакой политической подоплеки. Ulysmedia.kz пытался разобраться, почему история попала в «чёрный» список.
Чем вам YouTube не экран
Министр культуры и информации Аида Балаева растолковала, что перед прокатными организациями встаёт большая и трудная задача выпустить на экраны большое количество новых фильмов, снятых за казённый счёт. А сам фильм “Миржакып. Оян, қазақ!” можно будет посмотреть на ютуб-канале национального ТВ. Объяснение прозвучало достаточно странно, поскольку фильм шёл при полных залах, а значительная часть казахстанского зрителя так и не смогла попасть в кинотеатры. Хотя бы потому, что таковые вообще отсутствуют в сельской местности и малых городах. Да и с интернетом большой вопрос – он просто недоступен на значительной территории Казахстана. Наверняка все помнят детей, которые, чтобы попасть на урок во время пандемии, забирались на крыши и пригорки, где только и был доступен сигнал, который вёл к светлому и доброму.
Про кино
Не буду обсуждать художественные достоинства фильма, так как зрительский интерес вызвал образ главного героя - Миржакыпа Дулатова, который занимался не только политикой, но и просветительской деятельностью, писал и издавал учебники, пособия, литературные произведения. Это, по сути, биографический фильм о великом казахском просветителе и политическом деятеле, и поднимает он весьма важную тему борьбы казахской национальной интеллигенции за будущее народа, его выживание в условиях колониализма, революции, гражданской войны и красного террора. Казалось бы, всё содержание соответствует идеологии «Нового Казахстана». Так почему же его, как в старые «добрые» советские времена, снимают с проката?
Кто опять подвинул историю
Попробуем разобраться. Первое, что приходит на ум - внешнее воздействие. Поскольку в фильме показана карательная политика царской России, а затем и ужасающие сначала репрессии в годы гражданской войны, затем – чекистов в 20-30-е годы, большинство высказавших свое мнение о причинах снятия фильма с проката сочли основной причиной давление Кремля.
Современные российские власти в последние годы любую критику колониальной политики Российской империи, а также национальной политики СССР считают русофобией. Эта нервная реакция усилилась на фоне вторжения российских войск в Украину, что вызвало резкое изменение отношения к России практически во всём мире. Агрессия привела к росту антироссийских настроений во всем мире, в том числе и в Казахстане.
Ещё большей изоляции Россия подверглась, когда стали известны шокирующие данные о фактах истребления мирного населения, в том числе детей, женщин и пожилых людей. Кадры бомбардировок городов и населенных пунктов никак не способствуют росту авторитета Владимира Путина в мире.
Кто кого
Ничего удивительного в кремлёвской версии нет. Достаточно вспомнить колебания властей в другом вопросе. Григорий Лепс вместе с Николаем Басковым решили подарить миллион рублей всем, кто сможет уничтожить украинский танк. Тем самым они поддержали агрессию и несправедливую войну. Это возмутило казахстанцев, которые призвали не пускать этих персонажей с концертами в Казахстан. И это вполне удалось, поскольку протестующих было просто огромное количество.
Максим Галкин осудил эту войну и эмигрировал из России. В Казахстане были не против его гастролей. И тут начинается странное - здания закрываются на ремонт, находятся и другие причины. Гастроли наши власти отменяют, несмотря на проданные билеты и поддержку артиста со стороны народа. Затем разрешают и вновь отменяют. И опять все говорят об окрике из Кремля. Вот такая многовекторность.
Что мог разбудить Миржакып
Есть и другая причина негативного отношения властей к фильму. После того как, он вышел на большой экран, до властей, что называется, дошло! К чему призывает Миржакып Дулатов - “Оян, қазақ”! Призыв прозвучал, когда казахи утратили свою землю, которую забрали колонизаторы, религия перестала отражать настроения народа, жизнь стала невыносимой. Говоря о чести, перестали понимать, что это такое.
Стали забывать свой язык и заговорили по-русски, даже если среди десятка казахов - один русский. Но при этом обманываем себя, говоря о том, что нет народа более великого, чем казахи. Прошло сто лет, больше тридцати лет Казахстан независимое государство. И что изменилось? Как считают многие, страна так и не стала самостоятельной, не сняла с себя оковы колониальной эпохи.
И фильм стал толчком к понимаю того, что призыв Миржакыпа Дулатова пробудиться, стал ещё более актуальным для народа. И проблемы перед Казахстаном стоят те же. И в этом ещё одна причина снятия фильма с проката. Власти поняли, что пробуждение народа опасно для них, поскольку такой народ уже не будет мириться с огромным количеством так и не решённых проблем за эти тридцать лет.
С проката сняли бунт
Миржакып призывает вспомнить о наследии предков, о том, что такое свобода и независимость, восстановить родной язык и национальное достоинство, а не убаюкивать себя сказками о собственном величии. Нужно не просто пробудиться, нужно задуматься о своём положении и будущем народа и страны. Нельзя допустить, чтобы твои сыновья и дочери стали рабами. Нельзя дать в обиду народ и страну. Иначе говоря, народ должен взять своё будущее в собственные руки. Об этом творчество Миржакыпа Дулатова и его соратников.
И это напугало наши власти, которые привели собственный народ в нынешнее состояние. Популярность фильма показала, что народ пробуждается и готов взять на себя тяжкий груз ответственности за будущее Казахстана. А разве могут допустить власти, чтобы сам народ решал какой быть стране сегодня и завтра?
Парадокс в том, что современные власти зовут к прошлому. Отсюда и исторические национальные программы, юбилеи, фильмы, конференции…И всё о прошлом величии. И это никак не согласуется со словами Миржакыпа о том, что нужно, опираясь на наследие предков, идти в будущее.
После очевидных манипуляций с референдумом, выборами, созданием различных неработающих и не имеющих никакого влияния советов и курултаев, позиция руководства страны совершенно очевидна. И поэтому творчество Миржакыпа Дулатов и сегодня сохраняет свою актуальность и стало даже более оппозиционным по отношению к современным властям.