«Бей своих, чужие пусть радуются»: депутат о планах повысить цены на платные дороги в Казахстане

Ulysmedia

На прошлой неделе министр транспорта Казахстана Марат Карабаев заявил о предстоящем повышении тарифа на платные дороги. Депутат мажилиса Болатбек Алиев прокомментировал планы правительства, отметив, что не согласен таким решением.

Коллаж Ulysmedia

«Бей» своих, а чужие пусть радуются

Многие журналисты на исходе прошлой недели просили меня прокомментировать заявление министра транспорта господина Карабаева, касающееся стоимости проезда по платным дорогам. Платные дороги станут еще дороже. Министерство транспорта видит в этом панацею от всех дорожных бед.

Как человек, много лет занимавшийся международными грузовыми перевозками, логистикой, не согласен с принимаемым решением, вернее, присущей ему половинчатостью.

Для справки: чтобы содержать наши республиканские дороги, нужно около 75 млрд тенге в год, а в прошлом году собрали всего 32 млрд. Остаются несобранными 6 млрд.

Что включают в себя платные дороги

Итак, зачем вводятся платные дороги? Правильно, чтобы содержать их в идеальном состоянии. И тут особо подчеркну, что речь не только об асфальтовом или бетонном покрытии, но и придорожной инфраструктуре и сервисе. Вдоль дорог должны быть АЗС, кемпинги, туалеты, кафе, гостиницы, авторемонтные мастерские - такие должны быть дороги, с участием частных инвесторов. А где их нет, то решить это должно министерство.

Только при таком раскладе наши дороги 1 категории будут соответствовать международным трассам класса А и за них можно брать деньги.

Экология

Есть еще один аспект – экологический. По платным дорогам не должны ездить «тарантайки». В нашей стране введено требование ЕВРО-4, казахстанцы не могут покупать и ввозить в страну автомобили ниже ЕВРО-4.

Но это требование не касается иностранных автомобилей. То есть, параллельно с требованием ЕВРО-4 к казахстанцам, иностранные водители въезжают к нам и едут по платным дорогам, используя ЕВРО 0, 1, 2, 3. За машиной тянется черный шлейф дыма, но ничего страшного, это же не наши машины, - им можно.

Так получается, что ли? Более старые по стандартам ЕВРО автомобили уже редкость в некоторых странах, так как запрещены из-за высокой степени вредности выбросов.

Считаю, что мы должны ввести к «грязным» машинам более высокие требования, чем к «чистым». И для этой категории перевозчиков, поскольку они не только экологии вредят: еще масла и солярка вытекают из всех щелей старых машин и разъедают асфальтовое покрытие. Поверьте человеку, который хорошо знает структуру асфальта и бетона не понаслышке.

Полагаю, что необходимо дифференцировать оплату за проезд. При ЕВРО-4 она должна быть минимальной и повышаться по мере снижения экологического стандарта, регулирующего содержание вредных веществ в выхлопных газах. Это будет справедливо.

Удивляюсь, почему Минэкологии молчит, ноль реакции.

Двойные стандарты

Очевидно же, что в ситуации, когда применяются двойные стандарты к отечественным и иностранным автомобилистам, нивелируется требование к соотечественникам покупать автомобили классом выше.

Разрешение ездить на автомобилях, не соответствующих нашему внутреннему стандарту, должно иметь сатисфакцию. Для тех, кто хочет использовать ЕВРО-0, 1, 2, 3 можно воспользоваться опытом европейских стран: чем ниже экологический класс, тем выше сборы. Раз казахам запрещено приобретать авто ниже ЕВРО 4, то на большинстве наших граждан эти экологические сборы не скажутся. Любят же наши чиновники ссылаться на международный опыт, так вот подсказываю.

По дорогам, допустим, Австрии, проезд запрещен всем автомобилям, у которых стандарт ниже ЕВРО-6. Транспорт грузят на платформу и перевозят по территории страны. Расстояние небольшое, учитывая размеры Австрии, а оплата составляет несколько сотен евро.

Таким образом австрийцы сохраняют качество дорог, заботятся об экологии, еще и зарабатывают. У нас же в очередной раз посчитали, что казахстанцы должны соблюдать требование, которое почему-то не распространяется на иностранных водителей и их транспорт. Смешно просто, с каким пиететом правительство относится к заезжим.

Я за то, чтобы кредиты из международных банков за строительство дорог возвращали не только за счет казахстанцев, пользующихся этими самими дорогами, но и тех, кто транзитом пересекает территорию нашей страны, использовать для этого тот огромный транзитный потенциал, которым мы располагаем. Кстати, по некоторым направлениям иностранный транспорт больше эксплуатируют, чем наши машины. Вот почему действующий подход считаю в корне неправильным.

Автор мнения: Болатбек Алиев, депутат

Напомним, ранее министр Марат Карабаев сообщил, что вопрос повышения тарифов на публичное обсуждение будет вынесен в марте.

«Тариф в сторону увеличения планируем, безусловно. Объясню почему, потому что с 2013 года тариф 11 лет не менялся, в прошлом году на 20% повышение было. Второе, сравните наши тарифы с другими странами. Если в Казахстане 1 тенге 20 тиын тариф, то в России - 7 тенге. Чтобы  хорошие дороги были, нужно должное содержание дорог», - заявил Карабаев.

Отвечая на вопрос о том, на сколько вырастут тарифы, Карабаев заявил, что удорожание тарифа будет не в два-три раза, а на определенный процент. 

«Чтобы обслуживать дороги,  дополнительно нужно купить 1 100 единиц техники, разумеется, все это сразу на платность не можем уложить. Будет  постепенно», - заявил министр.

Напомним, в октябре прошлого года Минтранспорта повысило тариф платных дорог на 20%.