Дефицит финансирования и некачественные услуги: что не так с медициной в Казахстане

Асыл Беков

Советник председателя Правления Halyk Finance, экономист Мурат Темирханов проанализировал предложенные реформы в обязательном медицинском страховании и высказался о проблемах финансирования в области здравоохранения, передаёт Ulysmedia.kz

Коллаж Ulysmedia

Что произошло

Накануне Минздрав опубликовал проект "Консультативного документа регуляторной политики по вопросам обязательного медицинского страхования". В нём отмечаются три проблемы здравоохранения, одна из которых – недостаточное государственное финансирование здравоохранения.

Решить эту проблему планируют за счет увеличения взносов из фонда заработной платы и за счет роста бюджетных расходов на здравоохранение в местных исполнительных органах.

Мурат Темирханов заявил, что эти предложения требуют доработок.

Нужно провести расчеты

Эксперт отметил, что системе здравоохранения есть проблемы с доступностью, своевременностью, адекватностью и качеством медицинских услуг, финансируемых государством, что неоднократно обсуждалось в парламенте и обществе в целом.

"Для того, чтобы в стране соблюдались средние международные стандарты предоставления медицинских услуг за счет государства, необходимо провести расчеты того, сколько государству ежегодно нужно тратить на медицину. Это поможет определить, какая нагрузка ляжет на государственный бюджет, а какая на фонд зарплаты в виде обязательных взносов в государственную систему медицинского страхования. Такие расчеты необходимо включить в упомянутый консультативный документ", — сказал он.

Проблемы финансирования

Темирханов уточнил, что ранее в Halyk Finance выпустили аналитический отчёт, где отметили три ключевые проблемы здравоохранения в стране: недостаточность и низкую эффективность финансирования, а также усиление роли государства в здравоохранении как собственника активов и как регулятора рынка.

Так, сейчас уровень государственных расходов на здравоохранение по отношению к ВВП в Казахстане почти в три раза ниже, чем средний показатель в странах ОЭСР.

По рекомендациям ВОЗ, минимальный уровень расходов на медицину должен составлять 6-9% к ВВП в развитых государствах и не менее 5% к ВВП в развивающихся странах. В Казахстане государственные расходы на здравоохранение составили 2,9% к ВВП (2,8% в 2022 году).

"На данный момент в первую очередь необходимо рассмотреть повышение государственных тарифов на медуслуги для того, чтобы медучреждения могли покрыть свои затраты и инвестировать в новое оборудование и помещения. Тем не менее, сейчас фокус сместился на внедрение новых госпрограмм для финансирования строительства помещений и покупки оборудования для государственных медучреждений, прежде всего в сельской местности.

Такой подход к инвестициям в здравоохранение является спорным, поскольку, во-первых, из-за низких тарифов невозможно возмещение операционных затрат текущим медучреждениям, а во-вторых, усиливается дисбаланс между частными и государственными медучреждениями. Происходит дальнейшее расширение собственности государства в здравоохранении, что напрямую противоречит поручениям Главы государства о разгосударствлении экономики", — добавил он.

Проблемы ОСМС

Мурат Темирханов подчеркнул, что предложения по увеличению взносов в ОСМС вызывают вопросы.

Так, в документе предлагается увеличение верхнего предела ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления взносов на обязательное социальное медицинское страхование с 10-кратного до 50-кратного МЗП.

То есть, взносы в ОСМС с дохода работника предлагается увеличить в пять раз для тех, кто получает высокую заработную плату. 

Кроме того, планируется поэтапное повышение ставок взносов государства из бюджета в ОСМС за льготные категории граждан без деталей касательно точной суммы увеличения.

"Принимая во внимание их большое количество (11 млн человек), при текущих невысоких значениях взносов за льготные категории населения (5 800тг) значительное увеличение взносов существенно увеличит рост государственных расходов на здравоохранение.

Учитывая возрастающий дефицит в республиканском бюджете, который покрывается увеличением трансфертов из Нацфонда, существуют сомнения, что получится значительно увеличить расходы бюджета на здравоохранение", — сказал он.

Темирханов считает, что в результате может сложиться такая ситуация, когда вся нагрузка по финансированию роста государственных расходов на здравоохранение ляжет на плечи высокооплачиваемых работников, которые с большой вероятностью используют услуги частных медицинских организаций из-за более высокого уровня качества предоставляемых медицинских услуг в них.