В Казахстане армия бедняков: что не так с оборонным ведомством?

Ulysmedia
Коллаж Ulysmedia

Очередная смерть солдата всколыхнула информационное поле и на первое место поставила вопрос, что все-таки не так с нашими силовыми структурами. Полковник запаса и бывший заместитель командующего войсками Южного военного округа Манас Магулов утверждает, что казахстанская армия стала армией бедняков, а причиной ЧП в казармах, полигонах и аэродромах служат безответственность чиновников и законы, которые они принимают. Своей точкой зрения кадровый военный решил поделиться с Ulysmedia.kz.

Справка:

Манас Магулов 30 лет служил в мотострелковых, танковых, инженерных, строительных и воздушно-десантных войсках. После распада СССР 10 лет - во Внутренних войсках и Республиканской гвардии. Завершил службу в армии заместителем командующего войсками Южного военного округа по воспитательной и социально-правовой работе.

Закон спасет от армии?

  - Любая служба в любой армии начинается с призыва. Вот в этом основополагающем положении в новом законе «О воинской службе и статусе военнослужащих», есть огромная дыра, вернее целый коридор. Положения для тех, кто не хочет служить в армии еще больше улучшились. Известно, что абсолютное большинство министров и акимов областей и районов – это молодые люди 40-45 лет, может чуть старше. 70-80 % из них никогда не служили в армии. Вот эти привилегии они законодательно закрепляют за собой. Зачем им армия, для войны другие найдутся. Статья 36 Конституции Республики Казахстан им не указ. Ее требования они закрывают другим законом. Куда только смотрел Конституционный суд, когда его согласовывали?

Сказать, что такого не было раньше – не могу. Только теперь возможность избежать службу - нагло проталкивают в ранг закона. Я сам будучи заместителем командующего Южного военного округа среди призывников в округ ввел в анкету дополнительную графу - «занятие родителей».

Армия бедняков?

Каково было мое удивление, когда за два года анкетирования среди более 40 тысяч призывников, только один оказался сыном заместителя акима района. Больше отпрысков начальства не было - одна беднота. Я повторяю, наша армия - это представительство бедных слоев населения. Сыновья высокопоставленных чиновников и предпринимателей там не появляются. Поэтому и происходят все происшествия и гибель в армии, потому что офицеры и сержанты-контрактники знают, никто с них серьезно не спросит за гибель простого солдата. Ну и то, что мать погибшего солдата придет и побьется головой об землю перед штабом части, за это их не посадят, могут только выгнать из армии. Был бы он сын министра, депутата или акима, то спрос был бы серьезным. Вот в чем корень зла. Про это как раз и говорил глава государства, когда ставил задачу перед Генеральным прокурором о наведении порядка в армии.

«Веские» причины

А наши «небожители» внесли в закон в ст. 35 положение - представлять отсрочку от призыва для продолжения послевузовского образования в магистратуре и докторантуре. Я категорически против этого нововведения, так можно учиться до 30 лет и проскочить сроки призыва в армию. После окончания вуза гражданин обязательно должен пройти службу в армии и только после продолжить послевузовское образование.

Я предлагаю переписать и статью 16 – учет призывников для воинской службы проводить везде, включая за границей в посольствах и консульствах. Кроме этого внес предложение о том, чтобы граждане Республики Казахстан, не прошедшие воинскую службу на государственную службу не принимались.

Это и есть тот шлагбаум, которого боятся все «небожители». Это положение давно введено в Турции, Китае и Израиле и в других странах.

Мимо статистики?

И еще немаловажный вопрос про призывников. У нас каждый год тысячи призывников признаются негодными для призыва по состоянию здоровья. Все они граждане Казахстана, желающие отдать свой воинский долг. И каждый год им дают отсрочку от призыва по состоянию здоровья на 1 год, а потом просто забывают. Таких сотни тысяч по всему Казахстану - их никто не лечит, в департаментах по делам обороны в областях и районах нет даже статистики о них. Поэтому нужно обязать все департаменты районных, городских и областных медучреждений брать больных на учет, лечить и через год ставить в строй. Это должно быть самой главной задачей наших медработников. И оценивать работу областных, городских и районных департаментов по делам обороны по этим показателям, а не по громким рапортам о проведении призыва.

Не совсем военная история

В декабре этого года мы будем отмечать 35-летие независимости Республики Казахстан. Поскольку начали строить новую страну, потребовалось принятие новых законодательных актов. Ни для кого не секрет, что 70-80 % мы переняли из документов бывшего СССР. В этом нет ничего плохого, это мировая практика. Но это коснулось не всех областей развития страны. Поскольку в Казахстане до развала СССР не было своего министерства обороны, то в первые годы независимости 1992-1997 годы мы военнослужащих многом придерживались всесоюзных законов. Но после пошла неразбериха – появились «небожители», «неприкасаемые» и лица, приближенные к Его Высочеству. Вот тогда и пошел этот бардак в армии.

У руководства страны в то время стоял человек, который сам никогда не служил в армии, его отец не воевал на фронте, «откосил» по брони и в ближайшем окружении его родственников никто с армией контактов не имел. Вот так они обошли все это стороной. В первые годы независимости, пока министрами обороны стояли авторитетные генералы Нурмагамбетов и Касымов, с их мнением считались. Но после их ухода все перевернулось с ног на голову.

Кураторство вместо ответственности

Министерство возглавляли строители, шахтеры, кинорежиссеры и другие. В войсках ввели понятие «кураторство» - назначали человека, который ни за что не отвечал, но получал солидные деньги и высокое положение. Заместителями министра становились лица, которые не имели никакой военной квалификации. Кочегары руководили идеологией, ветеринары – боевой подготовкой, агрономы техникой и вооружением.

Армию просто заполонили, под видом дефицита кадров представители других служб - полицейские, налоговики, прокуроры, пожарники и другие, которые по знакомству назначались на вышестоящие должности. А они стали заполнять своими знакомыми все «свободные щели» - к 2010 году в армии профессиональных военных осталось только 38 %. Всех профессиональных офицеров с боевым и служебным опытом проводили «на заслуженный отдых».

Но и этого показалось мало - начали переделывать все военное законодательство, лишая льгот и привилегий ветеранов вооруженных сил и членов их семей. Вот так армия потеряла свой оборонный статус и превратилось в хозяйство «по зарабатыванию денег».

Контекст

Последний случай, который шокировал казахстанцев – смерть новобранца в воинской части 6506 Национальной гвардии. Через месяц после призыва в Шымкенте скончался Данияр Амалбеков – заболел он, по словам родственников, через два дня после прибытия в часть, но диагноз медики так и не поставили – семья получила тело в цинковом гробу.