Ежегодный топливный кризис, с которым в очередной раз столкнулась страна - случайное стечение обстоятельств или привычная закономерность? Первое, что на себя обращает внимание, так это идентичный сценарий топливного кризиса 2017 года и 2021 года. Триггер - взлет цен на бензин и заявления профильных чиновников выстроены по одному лекалу. Разница только в годах. Другими словами, это уже обкатанная схема по одурачиванию населения и набиванию карманов конкретной группы лиц.
В октябре 2017 года на тот момент премьер – министр Бакытжан Сагинтаев из-за возникшего в стране топливного кризиса объявил выговор главе Минэнерго Канату Бозумбаеву и уволил вице-министра Асета Магауова. Но это не помешает Магауову вернуться на эту позицию в апреле 2019-го.
Итак, сценарий 2017 года:
Сценарий 2021 года :
Очень точно ситуацию прояснили российские СМИ, где четко указаны причинно-следственные связи топливного кризиса 2017 года. Ни одного казахстанское СМИ, к сожалению, не обратило внимания на ключевую проблему.
18 октября 2017 года заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов в кулуарах Российско-британского сырьевого диалога в Санкт-Петербурге сообщил, что Россия начала оказывать поддержку Казахстану в преодолении топливного дефицита и в этом месяце дополнительные поставки бензина с российской стороны достигнут 100 тыс. тонн.
«Ситуация с дефицитом различных видов топлива наблюдается в республике уже почти месяц, и, к сожалению, не является для нее уникальным событием: похожая картина наблюдается в стране с неизбежной регулярностью все последние годы».
В этот раз все началось в конце сентября с заявления пресс-службы национальной авиакомпании «Эйр Астана», в котором сообщалось, что регулярное авиасообщение в Казахстане находится под угрозой срыва из-за дефицита авиационного керосина. Причинами сложившегося дефицита, сообщила пресс-служба авиаперевозчика, стали сокращение объемов экспорта со стороны российских поставщиков в лице ПАО «Газпромнефть», ПАО «НК Роснефть», ПАО «Лукойл» и ПАО «Татнефть» и приостановка производства топлива Шымкентским нефтеперерабатывающим заводом в связи с плановыми ремонтно-профилактическими работами.
Однако позже министерству энергетики всу-таки пришлось признать, что дефицит авиатоплива есть. С оговоркой, что ситуация не является угрожающей, так как запасы будут пополняться за счет собственного производства и поставок российских компаний. Такие поставки были, в свою очередь, подтверждены лично заместителем министра энергетики РФ Молодцовым, заявившим, что никакой нехватки поставок авиатоплива со стороны России нет и казахстанскому Минэнерго уже было направлено предложение по поставкам на 2018 год.
Пояснения Минэнерго (ранее обещавшего, что цены на бензин к концу октября вернутся к норме) были больше похожи на не очень убедительные оправдания: помимо ссылок на то, что вначале Атырауский, а потом и Павлодарский НПЗ временно не функционировали, министерство сообщило, что с июля по сентябрь произошел существенный рост потребления, выросли закупочные цены на российский бензин, а также произошла корректировка курса доллара (естественно, в сторону повышения).
Почему сезонный рост потребления ГСМ каждый год становится для Министерства энергетики РК сюрпризом, почему два казахстанских НПЗ закрываются на модернизацию именно в этот период, наконец, почему, несмотря на действующий запрет на экспорт бензина, республика до сих пор на 30% (а по некоторым данным, и на все 40%) зависит от поставок бензина из России?
Эксперты считают, что ежегодный сезонный дефицит топлива – это отлично спланированная акция, за которой стоят нефтяные компании, крупные АЗС и аффилированные с ними структуры, которые таким образом получают дополнительную прибыль.
В апреле 2019 года уволенный в 2017-ом Асет Магауов вновь становится вице-министром энергетики, сменив на этом посту Болата Акчулакова.