Диагноз – засуха, назначение – ЧС, если сахарную отрасль не лечить -летального исхода ей не миновать, - сказал бы доктор, заглянув в анамнез самой сладкой промышленности. Как же так – ведь после прошлогоднего сахарного бунта и чиновников меняли, и программы писали, и деньги выделяли - и опять – недодумали, не доглядели, пропустили и не предусмотрели?
В южных регионах, где традиционно выращивают свёклу – без воды горят поля, фермеры говорят о грядущем банкротстве, а правительство опять обещает компенсировать потери.
Министр сельского хозяйства разводит руками и объясняет, что фермеры свёклу посеяли вовремя, семена использовали качественные, удобряли и обрабатывали по графику, но не помогло, подкачала главная составляющая крестьянского успеха – поливная вода.
- Возникли сложности, связанные с засухой и недостатком поливной воды в вегетационный период, что повлияло на состояние посевов, - сообщил министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев.
Министр экологии и природных ресурсов не спорит и соглашается с тем, что ситуация критическая, но винит в это не своё, отвечающее за полив ведомство и тем более не себя - виноваты ледники, которые тают не так, как того требует земледелие, заявила Зульфия Сулейменова.
- Остаётся вопрос по сахарной свекле. Она является очень водоемкой, фактически мы должны её поливать до октября. Поэтому ситуация сложилась не только из-за того, что у нас очень маловодный период, но и потому, что у нас водоемкое сельское хозяйство, – считает Сулейменова, тем самым как бы упрекая крестьян, что сеют они совсем не то, что надо.
Корреспондент Ulysmedia.kz решил проанализировать ситуацию и задался вопросом – а что помешало господам министрам обсудить эту проблему раньше и не договориться, что и где выращивать. Почему Сулейменова весной не предупредила о надвигающейся беде и о непредсказуемых ледниках - ведь его ведомство как раз и планирует посевы культур?
Как бы то ни было, только в Жамбылской области сгорели около полутора тысяч гектаров под посевами сахарной свеклы.
Господин президент, разберитесь
А фермеры, в свою очередь, заявляют, что поручения президента Токаева по шестикратному увеличению доли отечественного свекловичного сахара к 2026 году – не выполнены. В надежде, что их услышат, но и помогут не довести хозяйства до банкротства – написали главе государство письмо, в котором объяснили, что отрасль как была монополизирована год назад, так и осталась, а руководители сахарных заводов поддерживают не своих, а бразильских фермеров.
- Простой пример: правительство выделило сахарным заводам на закуп сырья 25 млрд тенге беспроцентного кредита. У своих свекловодов они сырье покупают по самой низкой в мире цене - 15 000 тенге за тонну. А у бразильских фермеров покупают сахар-сырец в три раза дороже. Хотя себестоимость свекловичного сахара 275 тенге, а тростникового сахара выше 440 тенге. Хотя учёные обосновали другие цифры – закупочная цена за тонну сахарной свёклы должна быть не меньше 25 000 тенге, - объясняют ситуацию фермеры президенту.
И спрашивают, почему нашим крестьянам заводы платят в 3 раза меньше, чем бразильским фермерам и почему сахар-сырец они покупают у офшорных компаний, а не напрямую на Нью-Йоркской бирже?
Кто владельцы заводов
- Казахстан на модернизацию заводов отправил миллиарды тенге, а они по-прежнему работают на старом оборудовании, которое установили ещё при советской власти, - утверждают свекловоды.
Сахарный рынок ещё в 2005 году был монополизирован Рахатом Алиевым. После того как он попал в опалу и сбежал из страны, его имущество – сахарные заводы по закону должны были перейти в собственность государства. Но их передали товариществу под названием «Центральноазиатская Сахарная Корпорация». Под юрисдикцию компании перешли все значимые сахарные активы - АО «Кант», АО «Алматинский Сахар», АО «Алматы Канты», АО «Азия Сахар» и АО «Коксу-Шекер» - инструментом контроля в этой системе стал Delta Bank, который контролировала группа Ахметжана Есимова. В результате хозяйства вообще прекратили сажать сахарную свеклу.
В 2017-м сахарные заводы были переданы Нурлану Тулебаеву. Фермеры утверждают, что он благодаря огромным государственным субсидиям начал реанимировать сахарную промышленность, однако уже в 2019 его осудили и отправили на нары. Кто сейчас управляет заводами – свекловоды не знают.
- Мы поднимали этот вопрос на различных уровнях – ответа на него не получили. При этом сахарные заводы стали монополистами и не только диктуют кабальные условия на закуп сырья, но и применяют неадекватные штрафные санкции к фермерам. Антимонопольный комитет не вмешивается в их деятельность, утверждая, что они не числятся в реестре монополистов, то есть формально на рынке сахара в Казахстане монополии нет, - возмущаются фермеры.
- Все четыре действующих в республике сахарных завода имеют разных учредителей, при этом собственник Меркенского сахарного завода остается прежним. Что касается Таразского сахарного завода, действительно, ещё в феврале произошла смена собственника, и в настоящее время его учредитель – казахстанская компания «АгроТрейдВосток», - открыли завесу тайны в Ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности, но имён почему-то не назвали.
Хотя одно имя узнать удалось после того, как о новых хозяевах сахарных заводов сообщил в кулуарах правительства зампремьера Серик Жумангарин. По его версии, Меркенский и Таразский сахарные заводы приобрела российская компания, журналистам удалось выяснить, что к ней непосредственное отношение имеет ТОО "К-Агро Холдинг", которое принадлежит Тимуру Кулибаеву.
Простые решения
Как утверждают фермеры, сахарные монополисты уничтожили четыре крупных сахарных завода Казахстана - Алакольский, Бурундайский, Карабулакский и Чуйский. Например, Карабулакский сахарный завод до 2007 года выпускал в сутки до 900 тонн сахара и мог закрыть потребность республики на 70 %, но его линии отправили на металлолом. Чтобы построить новый потребуется не менее 350–400 млн евро. При этом доля отечественного сахара – это всего лишь 7 % или 35,7 тыс. тонн. (данные за 2022 год).
Чтобы сохранить сахарную отрасль и не допустить всех вытекающих, сельчане просят Токаева национализировать сахарные заводы, поднять закупочную цену на сырьё и ввести пошлины на сахар-сырец. Также они считают, что пока эти вопросы не решены, сахарные заводы нужно внести в реестр монополистов и перезаключить договоры на закуп с учётом протокола разногласий, подписаного в марте.
Неизвестно, увидит в предложениях свекловодов глава государства какой-то резон, но не сомневаемся, что уже в ближайшее время он получит ещё одно письмо, вернее предложение из правительства, подготовленное Сулейменовой и Карашукеевым о суммах на компенсацию загубленного из-за дефицита воды урожая. И скорее всего с ним согласится – нельзя же оставить людей без помощи в такой ситуации. Наверняка министры мелочиться не будут – не из своего же кармана они расплатятся с фермерами за свою бесхозяйственность, недальновидность и профессиональную безграмотность.