«Электрическое дело», или Как выглядит судебная волокита

Курманов Байтас

Чтобы найти, обвинить и посадить, работает целая армия следователей, экспертов, охранников, судей, секретарей и т.д. Все они получают зарплату вне зависимости от качества и сроков выполненной работы. Ulysmedia.kz ещё в марте рассказывал, чем закончилась одна из проверок Акмолинского департамента экономических расследований – за решёткой оказались представители компании, которая провела свет в один из посёлков области - Кызылсуат. Ситуация тогда выглядела, по меньшей мере парадоксальной, и мы были уверены, что она давно разрешилась, а справедливость восторжествовала. Но, как выяснилось, в Акмолинском областном суде точку в этом деле до сих пор не поставили.

История

Началась история в 2013-м – акимат отреагировал на жалобы населения как на дрожжах растущего посёлка под Астаной, нанял компанию, которая обязалась провести в населённый пункт. Время сыграло не в её пользу – менялись технологии и стоимость материалов, тем не менее, в сентябре 2019 подстанция заработала. А потом, по неизвестной причине в ДЭР начали проверку, затем поработали следователи и подрядчики оказались на скамье подсудимых. Тюлегенова, Бекбай, Тиманова, Тулегенова и Жанабергенову обвинили в растрате бюджетных денег.

Как же так, возмутились жители Кызылсуата – ведь свет появился, но Целиноградский районный суд был непреклонен – обвинил в растрате бюджетной суммы в более чем миллиард тенге и вынес суровый приговор - 7 и 8 лет лишения свободы.

Хронология судебного парадокса

В январе подсудимых из зала суда отправили в камеру.

В марте в Акмолинский областной суд принял апелляцию.

Первое судебное заседание апелляционной коллегии состоялось 18 апреля.

26 мая, спустя более двух месяцев, судебная коллегия по уголовным делам назначила дополнительную судебную строительно-экономическую экспертизу.

19 июня эксперты ИСЭ по Костанайской области получили уголовное дело для исследования.

С 20 по 26 июня и с 27 июня по 3 июля производство экспертизы приостановили из-за болезни сначала одного, а потом второго эксперта.

С 3 по 18 июля производство экспертизы снова было приостановлено по ходатайству экспертов.

С 6 по 14 августа эксперты ушли в отпуск - производство экспертизы опять приостановилось.

26 июля срок производства экспертизы продлили до 60 дней, несмотря на то, что еще не истекли предусмотренные законом 30 дней.

Также выяснилось, что в экспертном исследовании принимают участие и следователи департамента экономических расследований, которые были инициаторами дела.

Есть ещё странности – апелляцию «рассматривает» судья Б.Баймурзин, который с июня по сентябрь был на больничном. Другому судье дело передали только 7 сентября. Но у нового тоже времени нет рассмотреть накопившиеся жалобы адвокатов, которые касаются изменения меры пресечения, назначения специалистов и отвода экспертов.

Сказать, что эксперты ничего не делали, тоже нельзя – они 4 августа заявили ходатайство о назначении специалиста-энергетика и необходимости осмотра объекта с участием подсудимых. Но это ходатайство тоже никто не рассматривает и, судя по всему, оно станет ещё одной причиной продления сроков экспертизы.

Но судебной коллегии спешить некуда – в июне судьи продлили срок рассмотрения дела до 9 июля, следующее постановление о продлении появилось только 28 июля, в нём обозначена дата 9 августа. Почему почти 2 месяца «выпали» из официального процессуального срока – никто объяснять не стал.

Не спеша

Новый судья Т. Саликов дело принял, но его материалов пока не видел – известно ведь, что они до сих пор находятся в Костанае.

При этом энергетический объект сельского значения, построенный обвиняемыми бесперебойно функционирует, а они уже более двух лет сидят в СИЗО.

Проект электрификации Кызылсуата стоил 1 700 000 тенге, из этой суммы, как выяснили следователи, а суд согласился – обвиняемые похитили 1 300 000. Так сколько нужно времени, чтобы выяснить, что провести свет в посёлок, где 5 тысяч жителей, можно за 400 млн тенге? К слову, в областном акимате отказались от претензий, но у судей интерес к этому делу не угасает. Впрочем, можно и не удивляться, не за их же счёт пятерых подсудимых государство содержит в СИЗО.