10 лет назад казахстанка Молдир Кабылова и успешный экономист Олжас Худайбергенов сочетались законным браком. С тех пор случилось многое – глава семейства построил успешную карьеру и дослужился до советника президента, а его жена родила четверых детей и попала в полную финансовую зависимость.
Я всегда знала, что нельзя перечить
14 ноября на пресс-конференции Молдир Кабылова раскрыла подробности своей семейной жизни. По её словам, брак с успешным бизнесменом был далёк от идеала.
- Я не могу точно сказать, когда всё началось. Я просто всегда знала, что нельзя перечить. Нужно делать так, как он скажет. А иначе он начнет давить. Оскорбления, крики, угрозы и полный контроль. Однажды я хотела поехать к отцу в другой город, но он сказал "нет" и просто сдал мой билет. Запрещал мне приглашать в дом родственников, встречаться с подругами. Я полностью зависела от него финансово, оказалась в заложниках, – рассказала о своём браке экс-супруга бизнесмена.
В январе 2022 года женщина впервые сообщила супругу о намерении развестись, но встретила яростное сопротивление.
- Долгое время я даже не заикалась о разводе, потому что боялась его реакции. Я просто предложила пожить раздельно и вместе с детьми уехала на учёбу в Великобританию. Он приезжал почти каждый месяц, но, когда я сказала о намерении развестись, он установил скрытые камеры в моей квартире и программы дистанционного управления на технике. Когда я узнала об этом, написала заявление в полицию и запретила ему входить в квартиру. Но с детьми видеться не запрещала. Они могли общаться по видеосвязи и встречаться на нейтральной территории, – говорит экс-супруга Худайбергенова.
Молдир Кабылова знала, что развестись с влиятельным мужем будет сложно, но не предполагала насколько. По словам женщины, в марте того же года супруг пытался похитить четверых несовершеннолетних детей, но полиция задержала его в аэропорту.
Затем Худайбергенов обвинил отца супруги в вымогательстве, а брата – в мошенничестве. Любопытно, что уголовные дела возбудили без проволочек и подозреваемых взяли под стражу. По словам Кабыловой, супруг был готов отозвать обвинения, но только в том случае, если она подпишет ряд документов.
- Он угрожал посадить отца и брата в тюрьму. Мой брат действительно взял у Олжаса деньги в долг. Речь идёт о 7-8 млн тенге. С каких это пор брать в долг у родственников – это мошенничество? Это обычный гражданский иск. Чтобы вытащить близких из тюрьмы, мне пришлось согласиться на условия мужа и подписать два договора с кабальными условиями, – продолжила рассказ Кабылова.
Список лиц, с которыми нельзя общаться
В августе 2022 года супруги заключили два договора, один из которых был подписан задним числом. По крайней мере, так заявляет Кабылова. Женщина перечислила несколько особо примечательных пунктов из этих документов:
Документы, о которых идёт речь, были представлены Молдир Кабыловой на пресс-конференции.
- У меня не было выбора. Я подписала эти документы, чтобы освободить отца. Дело закрыли за отсутствием состава преступления путём медиативного соглашения. И мой супруг был недоволен такой формулировкой. Как будто уже тогда знал, что будет открывать дело снова, – добавила экс-супруга бизнесмена.
По словам Кабыловой, из-за постоянного контроля она не могла обсуждать условия этих соглашений с кем-либо. Но со временем всё же нашла способ связаться с юристами. Адвокаты из Великобритании заявили, что такие условия нарушают права человека, а договор не имеет юридической силы. Молдир Кабылова решила отказаться от соблюдения этих договорённостей. Тогда она ещё не знала, что у казахстанского суда будет совсем другое мнение на этот счёт.
Развод по-казахски
В апреле Кабылова официально подала на развод, но Худайбергенов отказался расторгать брак. Судья дал паре полгода на примирение и официально развод был зарегистрирован уже осенью. Затем бывших супругов ждало главное разбирательство – суд по определению места жительства детей.
Решение принимала судья Марина Кушакова, слова которой Фонд НеМолчи опубликовал на своей странице.
- Дети подтвердили, что хотят жить с матерью. Я предоставила все доказательства того, что я могу о них заботиться. Но это судья во внимание не приняла. Зато учла "менталитет этнического казаха". Надо мной, можно сказать, смеялись. Мои слова о домашнем насилии не воспринимали всерьёз. Адвокаты перебивали. Ощущение было такое, будто я не в суде, а на базаре, – высказалась Кабылова.
По словам адвоката Айнары Айдархановой, в основу заключения ювенального суда по решению о месте жительства детей легли те самые договоры, которые подписали супруги.
- Эти договоры были просто напечатаны на компьютере. Ни нотариального заверения, ни свидетелей подписания. Молдир даже не дали второй экземпляр. Мы узнали о его существовании в суде. Судья ссылалась на эти документы и уверяла, что они имеют силу и не противоречат Конституции. Поэтому суд вынес решение в пользу бывшего супруга, – пояснила адвокат Кабыловой.
Таким образом, бывшая жена Худайбергенова должна была не только отдать детей мужу, но и оплатить судебные издержки. Тогда проигравшая сторона подала апелляцию и попыталась признать соглашения незаконными, но суд отказал и в этом. То есть договор, по которому женщина обязана предоставлять супругу доступ ко всем звонкам и перепискам, сочли законным.
Дети научились говорить то, что он хочет слышать
По словам Кабыловой, её бывший муж сделал всё, чтобы оставить жену и детей без средств существования. Он добился прекращения выплаты стипендии "Болашак", продал квартиру, принадлежащую супруге, и даже заблокировал счет, на который поступали социальные выплаты по многодетности.
- У моей клиентки была квартира, находившаяся в залоге по стипендии "Болашак". Это своего рода гарант того, что специалист вернется на родину после обучения. Худайбергенов вывел эту квартиру из-под залога и продал без ведома Молдир. Она пыталась получить статус беженки в Великобритании, но он преподнёс это так, будто она навсегда хочет остаться за границей. Хотя беженство не позволяет сменить гражданство. В итоге никаких денег с продажи квартиры Молдир не получила, и мы будем писать заявление в уголовном порядке по этому вопросу, – заявила адвокат Айнара Айдарханова.
По словам Кабыловой, теперь она находится в крайне бедственном положении. Бывший муж продолжает угрожать и требует передать детей, уголовные дела против брата и отца возобновили, средств на адвокатов нет, а все законные методы борьбы с произволом исчерпаны. Всё, что остаётся бывшей жене высокопоставленного бизнесмена – привлекать внимание общественности в надежде на справедливость.
- У меня 4 детей. Старшей 11 лет, а младшей всего 4 года. Они настроены положительно, учатся, развиваются. Они общаются с отцом, но очень болезненно воспринимают его нападки в мою сторону. Они научились говорить то, что он хочет слышать, – заявила многодетная мать.
Молдир Кабылова убеждена, что всё происходящее – это месть за то, что она посмела уйти. А бывший муж стремится доказать, что и жена, и дети – это его собственность.
При этом сам Худайбергенов уверяет, что действует исключительно в рамках закона. Своё мнение по этому вопросу он высказал в официальном обращении.