Военнослужащие войсковой части 82796 бьют тревогу, пытаясь донести до высшего руководства Министерства обороны РК и государства в целом вопиющие факты коррупции в рядах Вооруженных сил и отдельных предприятий оборонно-промышленного комплекса Казахстана. Корреспонденты Ulysmedia.kz выяснили, в чем главная причина переживаний офицерского состава Регионального командования «Юг», и на что именно они пытаются обратить внимание правоохранительные органы страны.
Офицеры считают, что в случае возникновения каких-либо боевых действий их часть «не будет способна выполнять возложенные на нее задачи по отражению возможной агрессии со стороны банд международных террористических организаций», потому как боевая техника попросту неисправна.
«Мы, военнослужащие войсковой части 82796, вынуждены через вас поднимать проблемные вопросы, так как до нашего высшего военного руководства информация с мест возможно не доходит. В связи с нарастанием напряжения на границе с Афганистаном наша часть в рамках Организации Договора о коллективной безопасности проводит различные подготовительные мероприятия к возможной передислокации вооружения и военной техники в заданные районы, чтобы быть готовыми к отражению атаки боевиков в любое время дня и ночи. Но в настоящее время боевая техника неисправна, а личный состав в силу объективных причин не может выполнять возложенные на него обязанности», – заявили казахстанские военные.
По свидетельству военнослужащих войсковой части 82796, серьезные проблемы начались когда ТОО «Научно-производственное предприятие АСКБ Алатау», входящее в состав АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг», в рамках госзаказа осуществило в их часть поставку комплекса управления огнем артиллерии.
Офицеры Гвардейского гарнизона поясняют, что в рамках договора по поставке комплексов машин управления огнем артиллерии, техническим заданием предусматривалась модернизация БТР-60. В результате которой, установленные на шасси БТР-60 советские карбюраторные двигатели ГАЗ-53, заменили на китайские дизельные двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Как оказалось, по своим техническим характеристикам они не отвечают требованиям, предъявляемым к машинам высокой проходимости. К примеру, их тяговые возможности не обеспечивают надежную эксплуатацию в условиях горной местности, солончаков, песков и пустынь.
«Данные ДВС по своим тактико-техническим характеристикам имеют высокий крутящий момент, то есть являются высокооборотистыми. Передача высоких оборотов на трансмиссию машины происходит посредством раздаточной коробки передач, разработанной в ТОО «Научно-производственное предприятие АСКБ Алатау». Однако, как показала практика, данный агрегат не был испытан ранее, а инженеры этой частной компании не сумели добиться оптимальных результатов в решении технического вопроса, частности, на высокооборотистом двигателе снизить крутящий момент, при этом сохранив его мощность. Трансмиссия БТР-60 заводом-изготовителем была рассчитана на малооборотистую частоту вращения. Потому силовые агрегаты, к примеру редукторы, полуоси, подшипники и другие узлы бронетранспортера не выдерживают высокий крутящий момент и даже после непродолжительной эксплуатации выходят из строя».
Кроме того, сразу вышли из строя все установленные на дизельные двигатели турбокомпрессоры китайского производства, стартеры и генераторы.
«Техника оказалась небоеготовна. Это обстоятельство всех нас удручает. За свой счет мы не в состоянии ее отремонтировать», – рассказывают военнослужащие.
По словам офицеров, программное обеспечение (ПО) тоже «не выполняет возложенные на него функции из-за имеющихся недоработок», постоянно происходит сбой: программа систематически внезапно самостоятельно перезагружается – отключается и заново включается, без вмешательства оператора. В процессе выполнения на ПО различных задач, основные команды оператора не исполняются, потому что окна интерфейса автоматизированного рабочего места попросту не открываются. При этом, по договору о поставке комплекса, гарантийные обязательства компания «НПП АСКБ Алатау» несет только в течение одного года.
«Потому после истечения гарантийных обязательств программное обеспечение перестало функционировать, видимо ввиду его недоработки. Операционная система не запускается, а выдает требование «о необходимости проведения процедуры по ее обновлению».
У самой войсковой части какая-либо возможность заполучить необходимые исходные данные, требуемые программой для обновления, отсутствуют, а ТОО «НПП АСКБ Алатау» отказывается устранять свои недоработки и неисправности программного обеспечения - гарантийный срок вышел.
«Замкнутый круг какой-то. Метеокомплекс не передает информацию по метеообстановке машинам старшего офицера батареи, если рядом с ней не будет приведена в рабочее состояние машина командира или начальника штаба дивизиона. Но это снижает оперативность и отвлекает дополнительные силы и средства, повышает моторесурс техники и увеличивает дополнительный расход ГСМ. Передача цифровых данных между автоматизированными рабочими местами посредством Wi-Fi тоже не осуществляется, ввиду его неисправности. Автоматизированная система управления (АСУ) не выполняет возложенные на нее функции, всвязи с недоработкой программного обеспечения. Задачи по управлению огнем реактивной артиллерии в короткие сроки выполнить невозможно», – продолжают офицеры Гвардейского гарнизона.
Ulysmedia стали известны и другие факты из жизни войсковой части Гвардейского гарнизона. Так, в соответствии с техзаданием, изделие 1В117М2 должно было быть укомплектовано гирокомпасом израильского производства. Но в ходе эксплуатации прибор почему-то сразу же вышел из строя. Специалисты ТОО «НПП АСКБ Алатау» произвели выемку и якобы направили на ремонт в Израиль.
Военнослужащие войсковой части 82796 свидетельствуют - сейчас в комплексе управления огнем артиллерии гирокомпас отсутствует.
«Это не позволяет решить задачу по определению курса объекта и азимута ориентируемого направления. У нас неисправны тактические компьютеры. Вследствие инженерной недоработки или по причине некоторой халатности специалистов «Алатау», не было предусмотрена комплектация изделия 1В117М2 оборудованием (системой защиты, блокировки) от воздействия на тактические компьютеры электрического напряжения, в частности, силовой установки».
По этой причине при запуске двигателя происходит самопроизвольное включение компьютеров, которые продолжают работать совместно с работой силовой установки, а большая часть компьютеров вышла из строя.
«Мы не знаем, что нам теперь делать. Комплекс даже шлемофонами укомплектован самого низкого качества. Они все сплошь производства КНР. Материалы из которых выполнены шлемофоны из-за дешевизны и низкого качества пластика, кабелей, резинотехнических изделий и ткани за короткий срок их эксплуатации пришли в негодность. Так, при незначительных нагрузках были оборваны кабеля, а также вышли из строя приемо-передающие устройства. Что характерно, шлемофоны советского производства, которые уже давным-давно прошли процедуру списания из-за сроков их эксплуатации, до настоящего времени работают исправно. А новые китайские – нет».
- Как вы считаете, кто во всем этом виноват? – поинтересовались корреспонденты Ulysmedia.kz.
- Виновата коррупция, которая как ржавчина разъедает все вокруг. Уверены, что в ходе приемки данного комплекса не обошлось без лоббирования данной «акции» заинтересованными должностными лицами Минобороны и Генерального штаба. Известно, что в ТОО «Научно-производственное предприятие АСКБ Алатау» работает бывший начальник кафедры Военного института Сухопутный войск (бывшее АВОКУ) полковник в отставке Карыпов А. А. Данная личность имеет большие связи среди должностных лиц Минобороны, Управления главнокомандующего Вооруженными силами РК. Наверняка, именно он протаскивал как промежуточную, так и основную приемку данных изделий. Также мы знаем, что в эту компанию выезжали и осуществляли приемку ряд должностных лиц МО РК, Управления главнокомандующего ВС РК и ЦВП МО РК, которые не могли не заметить вопиющие факты «сырой» и недоведенной до логического завершения техники. Видимо дорогостоящие подарки, спаивание членов комиссии и военного представителя ЦВП МО РК сделали свое «черное дело». В результате наша часть получила то, что получила. В частности, сырую, недоработанную со множественными конструктивных и технических недостатков технику. А все грехи в настоящее время, когда «жаренный петух» клюнул по-настоящему в связи с недавними событиями в Афганистане, пытаются списать на военнослужащих войсковой части 82796. Говорят, что якобы по нашей вине техника пришла в негодность, что она небоеготовна. Теперь начальство назначает «крайних», заставляя военнослужащих части за свой счет (!) проводить дорогостоящий ремонт, в частности, приобретать запасные части и комплектующие на этот комплекс управления огнем артиллерии. Получается, что ТОО «Научно-производственное предприятие АСКБ Алатау», получив за этот заказ от государства более полтора миллиардов тенге, в итоге с гособоронзаказом не справилось как положено. Вся модернизированная ими техника за кротчайший период времени вышла из строя и теперь не способна выполнять поставленные боевые задачи. Неоднократно поданные войсковой частью 82796 рекламации в адрес руководства ТОО «Научно-производственное предприятие АСКБ Алатау» не привели к положительному результату, – сообщили военнослужащие.
Известно, что по аналогичной схеме эта компания проводила капитальный ремонт в рамках гособоронзаказа боевых машин пехоты Пограничной службы КНБ РК. Пограничники долго не принимали у поставщика «модернизированную технику», однако в процессе судебных разбирательств суд принял сторону частного предприятия и в судебном порядке обязал Пограничную службу КНБ РК принять-таки исполненный компанией капитальный ремонт боевых машин пехоты.
Офицеры говорят, что в таком же плачевном состоянии находится и другая военная техника в части. Например, ракетные системы залпового огня «Прима», капитальный ремонт которых проводили специалисты войсковой части 73652.
«По прибытию в часть данной техники было визуально видно, что она была только лишь тщательно выкрашена, при этом следов капитального ремонта нами, военнослужащими части, не установлено. Свидетельством чего является факт, что данные реактивные системы залпового огня (РСЗО) как до проведения так называемого «капитального ремонта» были неисправны, так и после него остаются технически неисправными. Сейчас принято решение провести дополнительный капитальный ремонт этих же РСЗО «Прима», передав их в частные компании «Эдельвейс» и «Алатау». Каким будет итог этого так называемого капитального ремонта догадаться не сложно. Мы здесь все в шоке от этого и хотим эту информацию довести до высшего руководства Минобороны. Но нас пока никто не слышит и соответственно никаких мер не принимает», – резюмируют военные.