Пациент vs доктор, или Как, оказывается, легко довести до суицида

Малик Джурсунбек

Суицид – это всегда шок и стремление окружающих понять, почему человек решил свести счёты с жизнью. В пятницу вечером падение молодого человека с 4 этажа произошло на глазах журналиста Ulysmedia.kz; мы сообщили о смертельном ЧП в телеграмм-канале «Выход к правде», но не ожидали, что у этой трагедии есть бэкграунд, который заставит вернуться к теме.  Как выяснилось, это третья смерть в семье медика, которого наказали за врачебную ошибку.

Коллаж Ulysmedia

Кто виноват в смерти

По словам соседей, 16-летний парень был воспитанным и спокойным, но он очень сильно переживал после смерти мамы.   

Ситуацию объяснил общественный активист и юрист по защите прав медиков Даурен Нурсапа.

   - Скончалась наша коллега, лор-врач, бывшая заведующая лор-отделением АМКБ (Алматинская многопрофильная клиническая больница) Марал Танабаева от продолжительной болезни, которая стала прогрессировать на почве уголовного преследования.

Марал Танабаева

Танабаеву Марал Далелхановну - врача оториноларинголога высшей квалификационной категории, сурдолога обвинили во врачебной ошибке. По двум статьям Уголовного кодекса ей грозило лишение свободы на три года.

   - Всего одна профессиональная ошибка стоила ей жизни. За долгое время борьбы она пролила немало слёз и потеряла здоровье - когда врач один раз ошибается, то его просто убивает наша репрессивная система, махина правосудия, при этом забывая, скольких людей она спасла, – утверждает Даурен Нурсапа.

У Танабаевой был несовершеннолетний сын, пожилая мама, ради которых она работала днями и ночами, несмотря на свою болезнь. Теперь её, сына и матери больше нет.

   - Самое страшное, что её несовершеннолетний сын, который видел всю эту несправедливость и переживал за маму, не смог принять её смерть и покончил жизнь суицидом, – делает вывод юрист и добавляет, что это далеко не единственный случай, когда врачей делают преступниками.

История

Триггер трагических событий – пластическая операция, которую провела Марал Танабаева в 2014 году. Позже её посчитали неудачной и возбудили уголовное дело. Сама врач уверяла: она действительно провела три операции больному, чтобы устранить дефекты и последствия самолечения пациента, но последний довод доказать не смогла.

В результате, за ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, был вынесен судебный приговор, но от уголовной ответственности Танабаеву освободили в связи с истечением срока давности. За занятие незаконной медицинской деятельностью (ч. 2 ст. 322 УК) ей на три года ограничили свободу и запретили заниматься медицинской деятельностью.

Потом была апелляция в Алматинский горсуд, где вынесли постановление об освобождении от основного вида наказания в связи с амнистией к 30-летию Независимости страны. В остальной части приговор суда первой инстанции был оставлен без изменений.

Спорное заключение

После серии публикаций в газете «Время», Марал Танабаева пыталась доказать, что тяжкие последствия наступили в результате вмешательства совсем других врачей. Она объясняла, что уголовное дело против нее несколько раз прекращали за отсутствием состава преступления, но потом вновь возбуждали. А в основу приговора суда легло заключение экспертов, которые не являются лор-врачами.

На вопрос, почему еще одной пациентке АМКБ Абировой был нанесен тяжкий вред здоровью, Танабаева тогда ответила, что целью операции было предотвращение внутримозговых осложнений и смертельного исхода.

- Свой врачебный долг я выполнила - спасла жизнь пациентке, - ответила Танабаева.

Надо обсуждать

Даурен Нурсапа утверждает, что государство и граждане ещё не до конца оценивают социальную значимость медработников, - здесь есть специфика и очень тонкая грань с медицинской точки зрения.

   - Марал очень близко к сердцу принимала вокруг происходящее. Все эти судебные перипетии, естественно, наложили отпечаток на здоровье Марал. К тому же, к началу судов у Марал обнаружили онкозаболевание, болезнь начала прогрессировать после всех судебных тяжб. И это сильно сказалось на её психологическо-эмоциональном состоянии. Шёл сильный прессинг со стороны пациента, его родственников, правоохранительных органов и СМИ. Эта карательная, репрессивная практика убивает врачей, мы убиваем докторов, которых и так не хватает, собственными руками.

Time.kz

Мнение граждан

Трагическое событие со смертью 16-летнего юноши, не выдержавшего постоянных нападок на мать, не оставило равнодушным пользователей Facebook.

   - Президент ведь предельно четко поручил обеспечить медиков юридической и правовой защитой. Почему его поручение не исполняется?

- Скоро работающее ныне поколение врачей уйдет и заменить будет некому. Врачи стали изгоем общества, их можно убивать избивать издеваться и унижать. На каждом шагу пациенты жалуются, их призывают жаловаться, вся наша система, ФОМСы, аудиты, общество ведут к этому. Если сейчас примут закон о врачебных ошибках, о моральном и материальном ущербе, то десятки тысяч начнут судиться и наживаться за счет врачей. Когда все это прекратится?!

Time.kz

   - Иманды болсын. Это страшная трагедия. От ошибок никто не застрахован. Нельзя преследовать врача за профессиональную ошибку. Если он допустил ошибку, сам себя «казнит». Как достучаться до нашего народа? Когда плохо, бегут к врачу. Стоит только оступиться, уже враги.

   - Врач в нашей стране по умолчанию преступник и в глазах общества, и в глазах уголовных органов. Это равносильно тому, что мы должны считать каждого полицейского в форме по умолчанию насильником, палачом и убийцей. Но ведь против полицейских такую риторику никто не смеет вести, а вот против врачей можно, мы же не можем дать сдачи.

   - Почему получилось так, что молодой человек не нашёл другого выхода, кроме суицида, это уже другой вопрос. Надо возбуждать уголовное дело – доведение до самоубийства. И оно снова вернётся к кому?.. Правильно, к тем, кто и довёл до суицида.

Ошибки и наказания

Случай с Марал - трагедия для медицинского сообщества. Все вынуждены были задуматься, что у врача есть семья и дети.

   - Итог страшный – сын, который наблюдал состояние матери и не смог смириться, пошёл на самоубийство. Ему было всего 16 лет, это переходный возраст, когда трансформируется психика ребёнка, его эмоциональное состояние, - говорит Даурен Нурсапа.

Он утверждает, что во многих случаях наказание за врачебные ошибки несоразмерно содеянному, совершенному не умышленно.

   - Я член рабочей группы при мажилисе и сейчас в рамках законопроекта «О страховании профессиональной ответственности» мы поднимаем эти вопросы и считаем, что нельзя наказывать врачей за ошибки, сделанные не намеренно.

Нурсапа убеждён, что в большинстве случаев пациенты преследуют материальную выгоду, а уголовная статья выступает как инструмент оказания давления на врача.

   - Мы предлагаем перевести такие дела в административную плоскость, чтобы наказания были демократическими - оступившегося врача направляли на переобучение с временным понижением квалификации. Я, как член Общественного совета Минздрава, вместе с коллегами предлагаю решать такие случаи в досудебном порядке, путём медиации.

Риски одинаковые

С коллегой согласен и доктор медицинских наук, профессор, академик НАН РК Вячеслав Локшин, который тоже прокомментировал трагические события.

   - Что же еще должно случиться, чтобы обратили внимание на недопустимость уголовного преследования за врачебную ошибку - неумышленные действия? И только после решения этого вопроса можно детально обсуждать вопрос о финансовом страховании ответственности врача и при этом не забыть о страховании вероятных рисков для пациентов.

Покупая билет на самолет, мы одномоментно покупаем страховку.
Почему же у нас другой подход, в случае если пациенту предстоит хирургическое вмешательство или даже роды? Там риски не менее серьезны. Мы как-то половинчато обсуждаем сложные вопросы взаимоотношений пациентов и врача без учёта рисков, человеческого фактора. Не нужно бояться говорить людям правду, – делится своим мнением Вячеслав Локшин.

Что-то нужно делать

Ulysmedia.kz не исключает, что эта трагическая история внесёт ещё больший раскол между пациентами и медиками, но тем не менее надеется – на неё обратят внимание депутаты, которым придётся искать грань между врачебной халатностью и врачебной ошибкой. Согласитесь, три смерти – дорогая плата за ошибку. Мы готовы опубликовать и другое мнение по этому поводу, давайте искать решение вместе, ведь никто по сути от подобного не застрахован.