Адвокат Сержан Пралиев вновь вышел к прессе, чтобы напомнить подзабытую историю о суициде рядового пограничных войск Бекбола Мираша, который был найден повешенным в конюшне на солдатском брючном ремне в августе 2022 года. По утверждению адвоката, представляющего интересы сержанта контрактной службы Айбека Нуртаева, обвиненного по трем статьям УК РК и осужденного к 7 годам лишения свободы, руководство пограничной службы просто «пожертвовало» им.
Какие тайны, по мнению адвоката Пралиева, пытается скрыть подразделение Комитета национальной безопасности, - в материале корреспондента Ulysmedia.kz.
В петле…
Напомним, тело солдата-срочника было обнаружено вечером 19 августа 2022 года в пограничном отделении «Шөлдала» Департамента пограничной службы по Жамбылской области (ПС КНБ РК). Таразский отдел военно-следственного управления по Южному региону МВД РК начал досудебное расследование по данному факту. Первой версией суицида рядового стала ссора с девушкой. Однако позже она не нашла подтверждения.
И уже 24 августа 2022 года был взят под стражу командир отделения сержант контрактной службы Айбек Нуртаев, которого сначала подозревали в превышении власти, повлекшем тяжкие последствия (ст. 451 ч. 2 УК РК). Потом к ней прибавилось еще три статьи УК РК. Подозрение пало на сержанта, потому что в погранотделении нашлись свидетели, утверждавшие, что накануне суицида Мираша командир отделения якобы оскорблял, унижал и избил рядового табуреткой, из-за чего он повесился.
А еще один из сослуживцев Мираша, который сделал перевод в 10 тысяч тенге на карту подозреваемого, и поначалу утверждавший, что деньги предназначались на покупку новой формы, которую он просил сделать командира отделения, поменял показания и обвинил его в вымогательстве.
В ходе следствия был назначен ряд судебно-медицинских экспертиз. Одна из них судебно-биологическая, по словам адвоката Пралиева, обнаружила содержащуюся в ротовой полости, на трусах и на футболке покончившего собой солдата чужой биологический материал. Еще несколько назначенных после этого судебно-медицинских экспертиз не обнаружили в них ДНК сержанта контрактной службы Айбека Нуртаева.
17 мая 2023 года досудебное расследование было завершено, и дело передано в Военный суд Шымкенского гарнизона.
24 августа 2023 года суд признал сержанта контрактной службы Нуртаева виновным в превышении власти и вымогательстве, путем угроз и насилия. По статьям «доведение до самоубийства» и «превышение власти, повлекшее тяжкие последствия» он был оправдан.
Новый суд и новые подробности
Однако военная прокуратура Южного округа не согласилась с приговором суда и подала протест. Сторона защиты также подала апелляционную жалобу.
19 октября 2023 года в судебной коллегии по уголовным делам Военного суда Республики Казахстан началось апелляционное рассмотрение уголовного дела. Суд назначил новое судебное следствие.
16 ноября 2023 года судебная коллегия по уголовным делам Военного суда РК отменила приговор Военного суда Шымкенского гарнизона. Тогда был вынесен новый апелляционный приговор - Айбеку Нуртаеву «вернули» две статьи, по которым суд первой инстанции его оправдал, и осудили на 7 лет, взыскав с него судебные расходы за проведение экспертиз в сумме 7 454 954 тенге.
20 января прошлого года адвокат бывшего контрактника пограничной службы по Жамбылской области Сержан Пралиев провел пресс-конференцию, на которой огласил результаты трех судебно-медицинских экспертиз, проведенных в Таразе и в Алматы и показавших наличие спермы во рту и на одежде покойного рядового Мираша.
При этом ДНК подзащитного Пралиева в биоматериалах не нашли. Адвокат был возмущен тем, что при наличии таких улик «крайним» все равно сделали Нуртаева.
Выступление Сержана Пралиева вызвало эффект разорвавшейся бомбы. И не только в инфопространстве страны. На вызов адвоката тут же отреагировали в МВД, заявив, что «Пралиев разгласил данные уголовного дела, дополнив собственными выводами и измышлениями, не соответствующими действительности. Вместе с тем, согласно ст. 201 УПК, “данные досудебного расследования не подлежат разглашению». Правоохранители обвинили адвоката в нарушении норм профессиональной этики и обратились в Минюст с просьбой провести служебное расследование.
Грязное белье
Судя по тому, с какой эмоциональностью и прямолинейностью Сержан Пралиев вышел на вторую пресс-конференцию в первый день февраля этого года, ни запугать, ни лишить его адвокатской лицензии оппонентам в погонах не удалось.
- Мы считаем, что приговор апелляционной инстанции является незаконным и абсурдным, так как судебная коллегия исказила все факты и доказательства, – заявил Пралиев.
- В суде первой инстанции эксперт-биолог подтвердила, что в ротовой полости рядового, на трусах, на футболке она обнаружила сперму, о чем она указала в своем заключении. Согласно судебно-медицинской экспертизе, в биоматериалах была обнаружена ДНК сослуживца Мираша, его близкого друга и земляка. Помимо того, были обнаружены ДНК двух и более неизвестных лиц мужского пола. Но апелляционный суд бессовестно указал в приговоре, что эксперт-биолог не подтвердила свое заключение, - заявил адвокат и добавил, что у него есть аудио-и видеозаписи судебных заседаний и стенограмма, где эксперт-биолог неоднократно подтверждает результаты своей экспертизы.
Сержан Пралиев также отметил, что в ходе следствия были получены показания ефрейтора контрактной службы, который рассказал, что после смерти срочника двое его друзей просили его спрятать телефон, которым пользовался умерший. А затем он видел, как они, отойдя к забору, разбили его и растоптали. Но, хотя об этом было известно, найти тот самый телефон не удалось.
- А ведь именно он мог бы пролить свет на настоящие причины самоубийства солдата, – сетовал адвокат.
- Во-первых, могла найти свое подтверждение версия о том, что умерший накануне суицида ругался со своей девушкой. Почему-то девушка на суде показала, что удалила свою переписку в социальной сети с покойным, якобы боясь того, что ее аккаунт «взломают». Во-вторых, суд бы увидел видео, которое, по нашему предположению, и могло привести к суициду солдата.
По словам Пралиева, в ходе судебного разбирательства офицеры, солдаты давали показания о том, что 18 августа, в День пограничника, рядовой Мираш и трое его друзей-сослуживцев «отмечали» свой праздник, выпив 2 литра водки.
- Я не могу утверждать, но предполагаю, что они в состоянии опьянения могли устроить оргии, которые сняли на телефон. А когда, протрезвев, показали видео Мирашу, тот, не выдержав позора, повесился. Они же, испугавшись, уничтожили телефон.
За честь мундира?
Сержан Пралиев утверждает, что все перечисленные им выше доказательства, которые были установлены в суде первой инстанции, апелляционная коллегия не только не приняла во внимание, но и исказила.
- Как эксперт-биолог могла отказаться от своей же экспертизы? Она давала показания под присягой, за лжесвидетельство ей грозит уголовное наказание. А все показания военнослужащих, которые рассказали под присягой про сломанный мобильный телефон, про ссоры рядового с отцом и девушкой, суд необоснованно отклонил.
Пралиев высказал мнение о том, что апелляционная коллегия вынесла приговор под давлением руководства Пограничной службы КНБ РК и военной прокуратуры.
- Если бы приговор суда первой инстанции оставили в силе, то надо было бы искать виновных лиц в смерти солдата-срочника, однако все виновные лица являются свидетелями обвинения. – подчеркнул адвокат.
- Кроме того, здесь могли быть установлены нетрадиционные сексуальные связи между военнослужащими Погранслужбы КНБ. Представляете, какой это позор! Поэтому мы считаем, что КНБ и военная прокуратура любыми путями не хотят, чтобы в этом уголовном деле была установлена истина. Для погранслужбы КНБ и военной прокуратуры легче через давление на суд обвинить в смерти рядового моего подзащитного и посадить его, чем найти истинных виновных лиц и опозориться на всю страну.
Адвокат рассказал, что следствие установило, что солдаты постоянно скидывали друг другу деньги на банковские карты. И один из переводов свидетеля другому свидетелю сопровождался сообщением: «Спасибо за минет!»
- Солдат потом сказал, что это была шутка. Но можете себе представить, чтобы кто-нибудь так шутил среди ваших знакомых?!
Сержан Пралиев выразил надежду в том, что сумеет найти правду в Верховном суде.
- Если выяснится, что мой подзащитный бил умершего солдата или вымогал у него деньги, пусть несет наказание за это. Но, подумайте, из-за чего мог с большей вероятностью повеситься парень – из-за 10 тысяч тенге, которые у него якобы вымогали, или из-за позора нетрадиционных сексуальных связей?