Эхо отарской трагедии: кому из генералов процесс перевооружения казахстанской армии давит на мозг

Керей Латиф

В Гвардейском гарнизоне (Отар, Жамбылская область) застрелился еще один офицер. Ulysmedia.kz стало известно, что старший лейтенант Жандос Омаров выстрелил себе в сердце из пистолета Макарова, находясь на дежурстве по войсковой части 82796. Это как раз та артиллерийская бригада, офицеры которой пытались донести до руководства Мининистерства обороны и верховного главнокомандующего Касым-Жомарта Токаева проблемы с перевооружением нашей армии артиллерийскими системами залпового огня, которые пришли якобы с капитального ремонта.

Фото: Ulysmedia.kz

ЧП произошло в 5 часов 30 минут. В Минобороны эту информацию от журналистов пытались всячески скрыть, ссылаясь на то, что якобы родственники погибшего офицера настаивали на неразглашении этого происшествия. А родственников просил «не светиться» военком Семея, откуда родом тот несчастный офицер.  

Жандос Омаров оставил предсмертную записку. Ulysmedia.kz стало известно, что в ней написано, но поскольку в интересах следствия пока нельзя разглашать текст, мы воздержимся от его обнародования.  

После выхода публикации, по сообщению инсайдера, военная прокуратура Гвардейского гарнизона инициировала тотальную проверку фактов, изложенных в статье. В период с 16 по 18 ноября этого года в Региональном командовании «Юг» проводились сборы с командирами воинских частей, входящих в состав регионального командования. В ходе сборов командира войсковой части 82796 полковника Жаксыбаева срочно отозвали в Отар к главкому «на ковер». Больше его никто в глаза не видел…

По словам военнослужащих Регионального командовании «Юг», командир артполка в парке боевых машин «не появлялся, но форму одежды менял в день раза по четыре». Получается, что за тем, как он выглядит, командир артполка следил скрупулезно, а за тем, что происходит с вверенной ему боевой техникой и какая она приходит к нему на перевооружение, «не всегда и не часто». Или вообще не следил, потому что так кому-то было очень надо?  

НА КОВРЕ У МИНИСТРА ОБОРОНЫ

В Гвардейском гарнизоне все еще работают технические специалисты Управления главнокомандующего сухопутными войсками Вооруженных сил РК и Регионального командования «Юг». Известно также, что на следующий день после выхода статьи в Ulysmedia.kz министр обороны РК генерал-лейтенант Мурат Бектанов вызывал к себе в рабочий кабинет нынешнего командующего Ракетными войсками и артиллерией (РВ и А) генерал-майора Жоламанова.

Впрочем, каких-либо внятных объяснений он министру дать не смог. Военнослужащие делятся, что начальник РВ и А больше отмалчивался и отнекивался, «мямлил министру обороны, что о наличии каких-либо проблем и недостатков с ракетным вооружением ему лично пока никто ничего не сообщал». То есть жалоб из Отара на качество ремонта боевой техники к командующему не поступало, но его подчиненные и офицеры военной полиции «активно выясняют, кто из военнослужащих сливает в СМИ закрытую от всех информацию и тем самым мутит воду».  

Этот факт настораживает. Получается, что тщательные разбирательства вышестоящего военного командования сухопутки и Регионального командования «Юг», инициированного руководством Минобороны, нацелены лишь на поиск источника информации среди офицерского состава Гвардейского гарнизона?

Министерство обороны делает все, чтобы журналисты не рассказывали о проблемах в армии? Но офицеры артполка, как сообщают с мест военнослужащие Гвардейского гарнизона, «со стороны старшего руководства Минобороны подвергаются сейчас крайним репрессивным мерам, их обзывают «жалобщиками», «стукачами», ругаются матом и всячески оскорбляют «по матери». Разве это достойно настоящих офицеров-командиров? 

Получается, что вопросом выяснения основополагающих причин и условий поставки в Вооруженных силах РК некачественной военной продукции у нас из действующих генералов никто не занимается? Они лишь ищут «черную кошку в темном углу тогда, когда ее там нет»?

Ulysmedia.kz стало еще известно, что за счет военнослужащих части «на ход кое-как поставили пока две бронемашины». При этом, как рассказывают сами военные, «устранить все имеющееся технические неисправности на БРТ не представляется возможным ввиду того, что довести их до логического завершения возможно лишь только в заводских условиях». В парке боевых машин Гвардейского гарнизона таких условий нет и никогда видимо не будет.

ЕЩЕ ОДИН ПРОРЫВНОЙ ПРОЕКТ

Пока идет «разбор полетов» по факту поставки одних «сырых» боевых машин в войска, нешуточный скандал разгорается по другому громкому делу. На днях на Координационный совет Министерства обороны РК вынесли вопрос об организации поставки в войска еще одного так называемого прорывного проекта ТОО «Научно-производственное предприятие АСКБ Алатау», в частности реактивную систему залпового огня (РСЗО) под названием «Казград».

По свидетельству ветеранов Вооруженных сил РК, имеющих непосредственное отношение к Ракетным войскам и артиллерии, на самом деле это тоже самое, что и советская разработка РСЗО БМ-21 под названием «Град». Приставку «Каз» добавили и все дела?

Техническим решением специалистов АСКБ «Алатау» шасси советских автомобилей «Урал» были заменены на шасси «КамАЗ», что в соответствии с нормативными документами и подпадает как раз под понятие «модернизация». Но стоит эта модернизация не просто огромных денег, а умопомрачительных средств из бюджета. «Ноу-хау» технических специалистов АСКБ «Алатау», по словам независимых военных экспертов, явилось то, что кабина «КамАЗа», вопреки здравому смыслу, по кругу была обвешана массированными броневыми листами, а также установкой в верхней части кабины люка для монтажа крупнокалиберного пулемета. Данное решение обосновывалось ими якобы тем, что при этом увеличивается степень защищенности экипажа от осколков снарядов и мин, а также от поражения стрелковым вооружением в случае внезапного нападения диверсантов в тылу наших войск.

Однако данной модернизацией, машина значительно увеличила свою массу, что соответственно в худшую сторону сказалось на ее маневренности. В частности, в ходе ее эксплуатации в горных условиях и по пересеченной местности она показала себя неповоротливой и малоподвижной. Превышающая над заводскими параметрами масса шасси автомобиля «КамАЗ» не позволяет преодолевать ей даже незначительные препятствия (овраги, косогоры, подъемы и тому подобное). Также из-за фактора перегрузки шасси машина не способна нести не себе предполагаемую боевую нагрузку, то есть полный боекомплект.

«Казград» специалисты АСКБ «Алатау» оснастили автоматизированной системой управления (АСУ) отечественного производства. Но аналогично с комплексом управления огнем артиллерии 1В117М2 программисты АСКБ «Алатау» видимо не смогли добиться положительных результатов в разработке программного обеспечения. В результате программа, как считают действующие офицеры-артиллеристы, получилась «сырой и недоработанной». То есть не способной выполнять возложенные на нее задачи.

Несмотря на наличие очевидных технических проблем, бывший министр обороны генерал-полковник Сакен Жасузаков, а также военнослужащие ГУВ ВС РК и военного представительства ЦВП МО РК данное вооружение провели-таки через этап войсковых испытаний «по упрощенной схеме» и далее поставили на вооружение в Вооруженные силы РК. Хотя нормативно-правовыми документами и законодательством РК определено, что вооружение и техника, прошедшее модернизацию, перед постановкой на вооружение в Вооруженные силы РК проходит полный (!) цикл опытной эксплуатации, включая войсковые и полигонные испытания.

Офицеры из войск говорят, что факт бронирования кабины шасси РСЗО является необоснованным в связи с тем, что это не отвечает принципам оптимизации:

«Оборудование кабины машины люком с приспособлением для крепления крупнокалиберного пулемета также не является правильным конструкторским решением ввиду его не объективности. Применение вышеназванных решений под предлогом якобы преследования гуманных целей, связанных с повышением защищенности экипажа, на самом деле имеет под собой экономическую основу – завышение себестоимости РСЗО для удорожания самого проекта с одной лишь целью – извлечения поставщиком максимальной коммерческой выгоды».

Кстати сказать, лет десять тому назад, в рамках государственного оборонного заказа ТОО «Казинжэлектроникс», входящая в состав АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг», осуществило поставку в войсковую часть 12740 комплексов управления огнем артиллерии 1В12 на гусеничном шасси МТ-ЛБ. В ходе их приемки военнослужащими части были вскрыты наличие множественных инженерных и конструкторских недоработок и технических неисправностей. Данное обстоятельство послужило основанием для приемочной комиссии не принимать данные изделия. Акты приемки не были ими подписаны.

Однако в дело вмешались «влиятельные генералы» и ТОО «Казинжэлектроникс» вышел сухим из воды. Результаты последующей их эксплуатации послужили свидетельством того, что они не в состоянии выполнять поставленные боевые задачи. В частности, наличие технических недоработок программного обеспечения, АСУ, силовой установки и другого специального оборудования не позволяет выполнять возложенные на комплекс функции в части, касающейся определения точки стояния, решения задач по определению курса объекта и азимута ориентируемого направления. Отдельные шасси МТ-ЛБ в процессе их эксплуатации сразу же вышли из строя. Об этом мало кто знает, но, как указывают военнослужащие, весь комплекс находится «в обездвиженном состоянии на приколе в качестве «гробов», требующих полной доработки в заводских условиях».

Вопросов пока действительно больше, чем ответов.

Редакция Ulysmedia.kz и дальше будет внимательно следить за развитием ситуации, связанной с перевооружением казахстанской армии.