Дорогое наследство Бекетаева, или Почему Казахстан опять проиграл в суде против Стати

Асыл Беков

Бывший министр юстиции РК Марат Бекетаев, как говорится, попал под раздачу. Пока в Казахстане Антикор расследует его неправедную деятельность на родине, в Европе суды пытаются разобраться в его обвинительных схемах в адрес молдавских бизнесменов Стати. Ulysmedia.kz стало известно, что очередной пакет доказательств по мошенничеству Стати, выдвинутый Бекетаевым, не счёл убедительным суд Британских Виргинских островов.

Коллаж Ulysmedia

Как удалось выяснить, 19 марта суд Британских Виргинских островов постановил, что Национальный Банк Казахстана и Республика Казахстан не имеют права вмешиваться в реструктуризацию обязательств Tristan Oil Limited, обеспечивающую долгосрочное финансирование, которое позволяет её владельцу Анатолу Стати и некоторым другим сторонам, а также держателям международных облигаций Tristan, добиться исполнения арбитражного решения на сумму 585 млн долларов США против Республики Казахстан. Реструктуризация включала в себя схему урегулирования, которая была одобрена постановлением суда Британских Виргинских островов 1 ноября 2023 года.

Напомним, Казахстан добивался решения по отмене этой схемы – во главу угла были поставлены сфабрикованные обвинения в мошенничестве, которые как раз и были выдвинуты против Стати Маратом Бекетаевым. И вот спустя время суд Британских Виргинских островов отклонил ходатайства Казахстана. 

  - Схема, утвержденная в суде, основана на решении против Казахстана, которое было вынесено после полного судебного разбирательства, в ходе которого были выдвинуты серьезные обвинения в мошенничестве против истцов. Арбитражный суд по месту проведения арбитража (Швеция) не счел факт мошенничества доказанным, а Верховный суд Швеции отклонил две попытки заявителей отменить решение. Все возможности оспорить выплату в пользу Стати в Швеции исчерпаны, и теперь решение неоспоримо.

Эта неудавшаяся попытка оспорить схему была предпринята в то время, когда в Казахстане заговорили об огромных судебных издержках, которые Бекетаев возложил на министерство юстиции, которым тогда и руководил.

Также известно, что объёмы выплат в пользу Стати ежегодно растут из-за процентов – на данный момент начислено процентов уже на $25 млн. Около $75 млн уже изъяты в пользу Стати после вынесенного в начале этого года решения суда Швеции о том, что бывшие активы Национального фонда Казахстана, находящиеся в этой юрисдикции, теперь принадлежат сторонам Стати.

В декабре прошлого года Казахстан также попытался оспорить схему в суде по делам о банкротстве округа Нью-Йорк США: в ночь перед слушаниями было подано возражение объемом почти 2000 страниц. Этот шаг судья счёл «подозрительным» и через несколько дней схема Стати была полностью одобрена.

Основная цель реструктуризации заключалась в привлечении нового финансирования, которое позволит Стати продолжить судебные процессы по обеспечению исполнения решения Стокгольмского арбитража и, при поддержке держателей международных облигаций, реализовывать новые стратегии правоприменения против Казахстана.

  - Арбитражное решение является окончательным и неоспоримым, завершенным, абсолютным - игра окончена. Агентство по борьбе с коррупцией Казахстана справедливо рассматривает вопрос о том, почему Бекетаев и консалтинговая группа «Болашак» потратили столько денег на бесперспективное дело. Я надеюсь, что тех, кто растратил деньги государства и нанес ущерб его репутации, в скором времени привлекут к ответственности, - прокомментировал Анатол Стати ситуацию.

Справка

Судебный спор возник после конфискации в Казахстане нефтяных месторождений Стати в 2010 году. С 1999 года бизнесмены Стати приобрели две компании, владевшие неиспользуемыми лицензиями на месторождения Боранколь, Толкын и блок Табыл. В течение десятилетия в предприятие они инвестировали более миллиарда долларов США.

К концу 2008 года, когда бизнес начал приносить прибыль, государственные структуры начали многочисленные обременительные проверки, в результате которых против сторон Стати и их казахстанских компаний были выдвинуты обвинения в неправомерных действиях, начато уголовное преследование их генеральных директоров. Действия Казахстана поставили под сомнение право собственности Стати на их инвестиции, подвергли бизнесменов налоговым доначислениям на сотни миллионов долларов и уголовным санкциям. И спустя 14 лет Стокгольмский арбитраж счел незаконными действия казахстанских властей, в том числе изъятие и национализацию инвестиций Стати в 2010 году.