11 сентября в межрайонном суде по уголовным делам Астаны состоялось очередное судебное заседание по делу Самата Ергалиева —бывшего руководителя спортивного комитета. Редакция Ulysmedia.kz следит за процессом и пытается понять, как провинился бывший госслужащий и почему адвокаты следствие называют театральной постановкой.
Самат Ергалиев был задержан в феврале этого года. Ему вменяют статью 361 УК РК - «Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия». Причиной послужили Сурдлимпийские игры 2019 года, когда команда Казахстана одержала победу. Тогда Ергалиев занимал должность директора РГКП "Дирекция по развитию спорта".
Следствие считает, что Ергалиев заранее предусмотрел единственную в истории победу отечественных шахматистов на соревнованиях такого масштаба, заранее договорился с тренером Алишером Аймухамбетовым – взял его на работу, отправил на Сурдлимпиаду, чтобы потом получить свой процент от денежного вознаграждения в результате успешного выступления казахстанской сборной.
Один из адвокатов Ергалиева заметил, что такая схема выглядит не совсем реалистично, потому что сборная Казахстана всего один раз добилась такого успеха. Такую неожиданную победу спрогнозировать было невозможно.
- Как Ергалиев мог предвидеть за несколько месяцев и быть уверенным в том, что команда займет первое место? Данный успех являются единственным. Такое нельзя было спрогнозировать, не то, что предвидеть. Единственный раз был такой результат. До и после этого наша команда первое место никогда не занимала, — удивляется адвокат Төрегелді.
Разбирательство по этому делу продолжается уже более полугода. Ни один свидетель, который был привлечен к суду, не смог подтвердить доводы гособвинения. А защитники Ергалиева уже заявили, что сторона обвинения превратила суд в театр.
- Актеры в этом театральном действии - свидетели по делу, не справились со своими ролями. Режиссер в лице следственной оперативной группы не сумел воплотить замысел сценариста. При этом сценарист нам неизвестен. Он остается в тени. Мы уверены в заказном характере дела ввиду массы признаков предвзятости по этому делу.
А художественный руководитель театра бессовестно представил постановку суду, которая оказалась комом, вместо блина. Роль художественного руководителя отведена первому заместителю прокурора Астаны Бердибекову. Актеры-свидетели в суде сыграли совсем не так, как было запланировано. Многие из них поплыли, забыв сценарий. Стороне обвинения не удалось создать пространственно-временную структуру обвинения, - считает адвокат.
Защитник Төрегелді уверен, что все материалы, которые прокуратура приводит в качестве доказательств, были собраны с нарушениями.
К примеру, обвинение считает, что действия Ергалиева привели к ущербу в размере 111 млн 480 тысяч тенге. При этом единственное "доказательство" этой суммы — заключение аудиторов. Выяснилось, что за это исследование оперуполномоченная почему-то заплатила не только из своих личных средств, но еще и в рамках другого дела.
- Согласно показаниям оперуполномоченной, ею, как физическим лицом, был заказан и оплачен из личных средств этот аудит. При этом она для исследования аудиторов представила копии документов. Эти показания противоречат показаниям аудитора Кайырбергенулы, который утверждал, что исследование им было проведено на основании подлинников документов. Позже в суде вскрылся факт незаконной передачи для исполнения подлинников документов, изъятых и представленных в рамках расследования по другому уголовному делу, — добавил Төрегелді.
Сторона защиты считает, что заключение аудиторов вообще должно быть исключено из материалов дела.
- Заключении аудита - единственное "доказательство" по делу, которое определяет сумму ущерба. Данное заключение подлежит исключению из числа доказательств. Заключение получено вне рамок уголовного дела, то есть после приобщения его к материалам уголовного дела, оно подлежало закреплению путём бухгалтерского или аудиторского исследования, чтобы подтвердить эти цифры, однако этого не было сделано, — пояснил адвокат.
Защитники задались вопросом — если следствие так уверено в виновности Ергалиева, тогда почему к делу не привлекаются другие чиновники, которые тоже отвечали за весь Сурдлимпийский процесс? К примеру, известный спортсмен Серик Сапиев, который в 2019 году возглавлял Комитет спорта и физической культуры, где как раз и утверждали список тренеров.
- Утверждением списков занимается Комитет спорта и физической культуры, где руководителем на тот момент был Серик Сапиев. Мы намеренно упоминаем эту фамилию, потому что было выяснено, что приказ подписан задним числом. На момент подписания Сапиев находился на работе. Почему же он тогда не проконтролировал своего заместителя Есимова, который всего два дня исполнял обязанности и поставил задним числом подпись на этом приказе.
Мы этот вопрос задавали Сапиеву, на которой он не смог ответить, — добавил адвокат.
Кроме того, на прениях адвокаты напомнили о свидетельнице Елене Пономарёвой, которая рассказала, что даже не контактировала с бывшим главой ДРС, а вознаграждение под угрозой увольнения присвоил Алексей Крючков — экс-заместитель Ергалиева. Он, по неизвестным причинам, в поле зрения прокуратуры тоже не попал.
- Крючков работает с 1995 года. За весь этот период, сколько он денег «съел» таким образом? Это же динозавр рядом с цыпленком, образно говоря. Явно заказной характер этого дела.
Адвокаты потребовали признать Ергалиева невиновным, вынести оправдательный приговор по причине отсутствия в его действиях состава уголовного правонарушения, освободить из-под стражи в зале суда. Они попросили вынести частное постановление в адрес генеральной прокуратуры, антикоррупционной службы и оперуполномоченной.
Юрист Ерлан Макенов, также защищающий интересы бывшего спортивного функционера, поддержал выводы своего коллеги и посчитал, что это разбирательство — пример фабрикации уголовного дела и напомнил, что в своем послании президент обратил внимание на соблюдении законности.
Супруга Ергалиева, выступающая в суде в качестве общественного защитника, также выразила уверенность в том, что её муж не совершал преступления и добавила, что он - единственный кормилец в семье.
Сам экс-чиновник заверил, что всю свою жизнь посвятил развитию казахстанского спорта.
- Я профессиональный руководитель. Я много сделал для страны и для спорта, просто доверился своим подчиненным. Можете проверить по социальным сетям, я всегда туда свою работу выполнял и многое сделал для спортсменов. Когда мой телефон открыли - следователь убедился, что я на сторону не хожу. Только дома и на работе. Они даже не поверили, сказали, что такого не может быть, — заявил Ергалиев.
Напомним, в конце февраля стало известно о задержании бывшего председателя комитета по делам спорта Самата Ергалиева. Казалось бы, о безрезультатных тратах на наш спорт сказано немало, поэтому новое уголовное дело выглядело как вполне оправданное действие государства – найти тех, кто уводил деньги из спорта.
Однако всё здесь оказалось не просто. Ulysmedia.kz выяснил, что в деле замешан другой экс-председатель комитета – знаменитый боксёр Серик Сапиев.