А виноват ли Досмуратов: американские эксперты вынесли вердикт по гарантиям поставщиков АНПЗ

Курманов Байтас

В редакции Ulysmedia.kz оказался документ, который не только ставит под сомнение виновность бывшего директора АНПЗ Мурата Досмуратова, но и доказывает, что действовал он, судя по всему, в интересах завода. Эксперты из США считают, что воспользоваться гарантийными обязательствами поставщиков на ремонт оборудования он бы не смог.

Коллаж Ulysmedia

За что судят

Напомним, Мурата Досмуратова отправили на скамью подсудимых за то, что использовал свои служебные полномочия вопреки интересам службы, а это повлекло тяжкие последствия в виде особо крупного ущерба государству. В АФМ подсчитали, что урон, который нанес бывший генеральный директор АНПЗ, составил 1,9 млрд тенге.

Мурату Досмуратову вменяют, что он при наличии гарантийного срока, необоснованно использовал средства АНПЗ на ремонт технологического оборудования.

Все время, пока в атырауском суде идет процесс по делу Досмуратова, заводчане не перестают возмущенно удивляться – их бывший руководитель взял на себя ответственность, решил производственную проблему, не допустил остановку стратегического предприятия и дефицита бензина в стране, а теперь его за это судят.

Выводы американских экспертов в очередной раз заставляют задуматься: а в чем все-таки виноват Мурат Досмуратов и виноват ли он вообще.

Напомним, по версии следствия, несмотря на наличие гарантийного письма поставщиков оборудования – теплообменника, Досмуратов воспользовался своими служебными полномочиями и выделил деньги на его ремонт.

Мы уже писали, что поменять оборудование можно было только при наличии технологического брака, но доказать это на заводе не смогли. Поэтому, чтобы не останавливать производство и не терять время, Досмуратов и принял решение установить на теплообменник другой компрессор. Заводчане говорят, что более абсурдное обвинение трудно было бы и придумать.

Что говорят американцы

Претензии, связанные с этим уголовным делом, изучили эксперты компании Alfa Laval Packinox из Соединенных штатов Америки. Они проанализировали контракт № 20060305, подписанный GRIF Management Inc, нью-йоркской корпорацией GRIF от 14 октября 2020 года, поправку № 1 к контракту от 18 ноября 2020 года и поправку № 2 к контракту от 28 мая 2021 года и сделали выводы по разногласиям, возникшим в связи с вопросами по оборудованию Tranplus, на которой установлен теплообменник Packinox.

Alfa Laval Packinox провела всестороннюю проверку качества и функциональности установки Tranplus.

Выводы:

* химическая очистка была проведена в отсутствие «ALP» после промывки с содержанием хлоридов менее 20 частей на миллион (цель достигнута). Тем не менее, во время очистки наблюдался перепуск воды из подачи/корпуса в сток;

* при внутреннем осмотре были обнаружены 3 трещины между сварной стенкой и толстой пластиной. 3 данные трещины были устранены путем сварки;

* при первоначальном испытании на герметичность не удалось достичь относительного давления - 200 мбар, максимальное значение составило - 2 мбар. Утечка слишком велика, расчет невозможен;

* при обнаружении дыма в 100% каналов были обнаружены утечки;

* при осмотре корпусов коллектора с верхней стороны было обнаружено несколько трещин. Горизонтальные трещины были устранены сваркой;

* 28 каналов были закупорены, цель – улучшить подъем.

В результате эксперты Alfa Laval Packinox пришли к выводу, что поскольку неисправность не связана с конструкцией или производственным дефектом, то на нее контрактная гарантия не распространяется.

  - Основываясь на результатах проверки Alfa Laval Packinox, мы считаем, что гарантийные условия контракта не применимы, и из-за неправильного использования установки Tranplus ответственность за ее ремонт лежит на конечном пользователе, - говорится в документе.

То есть, можно предположить, что у гендиректора и другого выбора не было, как закупать новое оборудование?

Показатели

Мы писали о рекордных цифрах в показателях АНПЗ, которых добился коллектив в 2023 году:

* переработка нефти: 5,2 млн. тонн в 2022 году и 5,5 млн. тонн в 2023 году;

* бензин: 1,3 млн тонн в 2022 году и 1,7 млн. тонн в 2023 году, из них высокооктановые бензины (АИ 95,98): 150 тыс. тонн в 2022 году и 312 тыс. тонн в 2023 году.

* дизельное топливо: 1,5 млн тонн в 2022 году и 1,6 млн тонн в 2023 году;

* авиатопливо: 132 тыс. тонн в 2022 году и 125 тыс. тонн в 2023 году;

* сжиженный газ: 126 тыс. тонн в 2022 году и 193 тыс. тонн в 2023 году.

АНПЗ, при гендиректоре Досмуратове, в бюджет перечислил 154 млрд тенге – это на 1,5 млрд больше, чем в 2022-м.