Потери на 32 млрд тенге в год: как нелегальный рынок сигарет угрожает экономике Казахстана

Айша Кутубаева

Доказано и подсчитано - нелегальные товары подрывают позиции легального бизнеса и наносят многомиллиардные убытки государственному бюджету. На особом месте рынок табачной и никотиносодержащей продукции, где доля нелегального оборота стремительно растёт. Эксперты утверждают, что чрезмерная зарегулированность предпринимателей, в сочетании со слабым контролем за нелегальной торговлей, создаёт серьёзные риски для экономики, безопасности и здоровья граждан. Корреспондент Ulysmedia.kz выяснял, где скрывается главная проблема.

Ulysmedia

КОНТРАБАНДА НА МИЛЛИАРДЫ ТЕНГЕ

По словам исполнительного директора Ассоциации QazSpirits Дмитрия Жукова, доля контрафактных сигарет на рынке страны за последние годы значительно возросла. Если в 2019 году нелегальная продукция занимала около 3% рынка, то сейчас этот показатель достиг 10%. Это означает, что каждая десятая пачка - контрафакт.

  - Это серьёзные потери как для отрасли, так и для государства. Более половины стоимости сигарет составляют акцизы и НДС, и в этом году государство недополучит около 32 млрд тенге только по акцизам на сигареты. Проблема усугубляется нелегальной вейп-продукцией, которая, несмотря на запрет, продолжает поступать в страну, оставляя государственные доходы на нуле, - говорит Жуков.

Он предлагает решать проблему комплексно: ужесточить статьи Кодекса об административных правонарушениях и снизить порог подсудности для небольших партий нелегальной продукции. Не менее важным эксперт считает усиление работы таможни и полную отслеживаемость грузов.

  - Необходима международная и внутренняя работа по ужесточению законодательства. Важно привлечь бизнес, так как у полиции нет достаточных ресурсов для контроля всех точек продаж, - предлагает Жуков.

Он также отметил, что дистрибьюторы и мерчендайзеры, замечая резкое снижение продаж, могут отслеживать нелегальную продукцию и информировать правоохранительные органы, помогая тем самым вести дополнительный контроль.

Жуков подчеркнул, что контрафакт и контрабанда — это не только поддельные товары, но и легальные бренды, ввезённые незаконно, часто из Восточной Европы, ОАЭ и Китая, с перевалочными пунктами в Иране, Узбекистане и Кыргызстане. Казахстан остаётся важным транзитным узлом для дальнейшей транспортировки контрафактных сигарет в Россию.

ЗАРЕГУЛИРОВАННЫЙ ЛЕГАЛЬНЫЙ БИЗНЕС

Директор департамента АПК и пищевой промышленности НПП «Атамекен» Еркен Наурзбеков тоже выразил обеспокоенность существующим дисбалансом в регулировании табачной продукции и подчеркнул важность гармонизации регуляторных инструментов стран ЕАЭС для создания единого подхода к этой сфере.

  - Мы считаем, что регуляторные инструменты, применяемые в государствах-членах ЕАЭС, должны быть гармонизированы для обеспечения единого подхода. Сейчас мы наблюдаем перекосы в регуляторной политике в отношении табачной продукции. Легальный бизнес становится чрезмерно зарегулированным, и это создает возможности для нелегального сектора. Чем дороже становится легальная продукция, тем больше стимулов работать нелегально, - отметил Наурзбеков.

Он объяснил, что нелегальный рынок табачной продукции продолжает расти, несмотря на усилия правоохранительных органов, и это наносит серьезный урон государственному бюджету. Так, эксперт привел конкретные цифры, иллюстрируя разницу в ценах на легальные и нелегальные товары.

  - Например, нелегальная пачка сигарет продается за 300-350 тенге, в розницу — за 400 тенге, а легальная продукция стоит минимум 850 тенге. И это при том, что нелегальная продукция зачастую может быть небезопасной для здоровья. Мы не знаем, какого она качества, - объяснил Наурзбеков и отметил, что легальный табачный рынок регулируют более чем 15 нормативно-правовых актов.

  - Сейчас производство, оборот и реализация легальной табачной продукции регулируются более чем 15 нормативно-правовыми актами. Это закон о государственном регулировании, кодекс о здоровье, закон о рекламе, налоговый кодекс, кодекс об административных правонарушениях и уголовный кодекс. В каждом из этих документов есть приказы, квалификационные требования и другие обязательные нормы. Мы не выступаем против регулирования, но видим, что регуляция в этой сфере избыточна. Чем больше мы увеличиваем регулирование легального бизнеса, тем выше его издержки. А значит, нелегальные производители получают больше возможностей для маневра, - убежден Наурзбеков.

Он предложил сосредоточиться на борьбе с нелегальным сектором, а не увеличивать нагрузку на легальный бизнес.

  - Цена нелегальной табачной продукции в два раза ниже, чем у легального бизнеса. Возможно, существующего регулирования для легального бизнеса уже достаточно? И нам стоит сосредоточить усилия на борьбе с нелегальным сектором, особенно на тех, кто занимается его импортом? Нужно создать барьеры на границе, которые ограничат физическую доступность нелегальной продукции, а также принять меры, делающие ее продажу экономически невыгодной, - пояснил он.

По его мнению, повышение ответственности для тех, кто занимается нелегальным импортом, поможет сделать борьбу с этим явлением более эффективной.

  - Нелегалы должны понимать, что с повышением штрафов они заплатят больше, чем заработают. Это должно стать экономически невыгодно, - отметил Наурзбеков.

Не обошел эксперт и проблему правового регулирования, отметив важность соблюдения норм законодательства, направленных на оптимизацию бизнес-процессов.

  - Есть статья 182 в Предпринимательском кодексе, согласно которой, если государственный орган вводит новый регуляторный инструмент, он обязан отменить два существующих. Но на практике это требование часто игнорируется. Мы настоятельно выступаем за строгую реализацию этого положения закона, чтобы регулирование не становилось дополнительным бременем для бизнеса, - считает он.

ЗАЧЕМ НУЖНА МАРКИРОВКА В БОРЬБЕ С КОНТРАФАКТОМ

В последние годы в Казахстане активно внедряется система маркировки товаров. Пока в Казахстане маркируют три группы товаров - обувь, лекарства и табачную продукцию. Как рассказал управляющий директор ЦентрА развития цифровой экономики Алмат Исмаилов, маркировка позволяет отслеживать продукцию, выявлять контрафакт и минимизировать коррупционные риски. Сегодня промаркировано уже порядка 5 миллиардов пачек сигарет.

  - Простыми словами, каждую пачку можно отследить: где она находится, какой путь она прошла, - пояснил он.

По данным АФМ, в период с 2022 по 2024 год контрафактной продукции выявили на 23 миллиардов тенге.

Чтобы проверить товар на легальность, в ЦРЦЭ создали мобильное приложение «Нақты өнім». Код Data Matrix позволяет проверить каждую пачку. Также ведется сбор анонимных обращений граждан – в базе уже 380 жалоб с указанием торговых точек и магазинов, где продают нелегальные табачные изделия.

Также есть приложение «НақтыGov», которое позволяет налоговым инспекторам сканировать коды и автоматически получать информацию, что минимизирует коррупционные риски.

  - Что касается эффективности маркировки, то есть международная практика, которая применяется во всем мире. Если в стране высокий уровень теневого оборота определенного товара, то именно эта группа должна рассматриваться в качестве приоритетной для маркировки, - подчеркнул Исмаилов.

Между тем, не стоит забывать, что маркировка требует специальное оборудование. Поэтому, на встрече с экспертами, журналист Ulysmedia.kz спросил, можно ли утверждать, что затраты на него могут отразиться на стоимости продукции.

Директор Ассоциации QazSpirits Дмитрий Жуков пояснил, что любые затраты, которые несет бизнес, в конечном итоге ложатся на продукцию.

  - По-другому не бывает. Однако маркировка может быть выгодна для бизнеса. Как принцип прослеживаемости, она полезна для компаний, производящих массовый товар, - заметил он.

По мнению эксперта, маркировка помогает отслеживать местоположение товара, что является важной информацией для производителей.

Между тем, известно, что потребителям больше всего интересны цены, в том числе себестоимость товара. Поэтому Алмат Исмаилов объяснил, почему в приложении не отображаются цены.

  - Мы - технологические партнеры государства, и нам указывают, что показывать, а что нет. Возможно, это связано с коммерческой тайной. Мы не можем показывать информацию населению, но предоставляем ее госорганам, - сказал он.

Представитель ЦРЦЭ пообещал, что уже в январе 2025 года казахстанцы смогут увидеть минимальную розничную цену на товар и его предельную цену.

В свою очередь, представитель НПП «Атамекен» Еркен Наурзбеков, пояснил, если на рынке цена оказывается ниже минимальной розничной, есть основания предполагать, что эта продукция может быть контрафактной и теневой.

ВЛИЯНИЕ КОНТРАФАКТА: АНАЛИЗ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Проблема незаконного оборота табачной продукции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) также набирает угрожающие масштабы. Согласно данным, общий ущерб от контрафактной табачной продукции в 2023 году составил более 3 миллиардов долларов США. Для борьбы с этим явлением эксперты предлагают создание специального координирующего органа при Евразийской экономической комиссии.

«Мы считаем необходимым создать экспертно-консультационный совет при консультативном комитете по таможенному регулированию ЕАЭС. Этот совет объединит усилия всех заинтересованных сторон, повысит координацию, а также улучшит обмен информацией и лучшими практиками для борьбы с незаконным оборотом продукции», - заявила советник президента ассоциации «Антикотрафакт» Светлана Квасова.

В свою очередь, директор АНО «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции» Ирина Бушина рассказала, что для таких сложных рынков, как рынок табачных изделий и никотинсодержащей продукции, в России применяют системный подход, который включает ежеквартальный анализ рынка розничных продаж по регионам, а также полевые исследования для определения доли нелегального оборота.

«Это позволяет составить полную картину происходящего на рынке и подготовить проекты решений для пресечения незаконного оборота табачной продукции», - заметила она.

Ирина Бушина также отметила, что опытом компания может поделиться и с Казахстаном, и даже провести в стране исследование.

Так, например, по их данным исследований, более 78% сигарет, нелегально продаваемых в России, ввезены из Белоруссии. Однако в последние годы наблюдается рост доли сигарет, нелегально ввезенных из Армении и Казахстана, что подтверждает необходимость усиленной координации на уровне ЕАЭС.