Суд по делу о гибели археолога во время «Кантара»: Ерлана Жагипарова расстрелял в спину подполковник Нацгвардии

Курманов Байтас

В Алматы судят военного за расстрел мирных жителей в дни Кантара. На скамье подсудимых 42-летний бывший замкомандира в/ч 5571 Айтчан Аубакиров, которому гособвинение вменяет превышение должностных полномочий, повлекших тяжкие последствия. Корреспондент Ulysmedia.kz наблюдал за процессом.

Коллаж Ulysmedia.kz

Били ногами, руками и прикладом

Из обвинительного акта следует, что 6 января 2022 года в период с 19.30 до 20.00 на территории площади Республики неустановленные в ходе досудебного расследования сотрудники специального назначения «А» КНБ РК задержали потерпевших Жагипарова и Капсаламова (второй убитый, - Авт.), охрану которых до последующей передачи в УВД осуществлял 1-й батальон оперативного назначения в/ч 5571.

   - В последующем в период с 22.30 до 00.30 неустановленные в ходе досудебного расследования военнослужащие в/ч 5571 Национальной гвардии, являясь представителями власти, совершили превышение власти, то есть действия, явно выходящие за пределы их прав и полномочий. А именно, понимая, что находящиеся позади автомашины марки УАЗ напротив монумента Независимости, задержанные Жагипаров и Капсаланов не в состоянии посягнуть на их жизнь и здоровье, а также оказать какое-либо физическое сопротивление, надели им на руки наручники. После чего умышленно избили последних путем нанесения множественных ударов руками и ногами, а, так же, прикладом автомата АК-74, - зачитал гособвинитель. 

Гособвинитель, прокурор Кобей

Позже судмедэкспертиза обнаружит на телах погибших многочисленные побои, не имеющие причинно-следственной связи с их смертью.

Версия по материалам дела

Из материалов дела следует, что 6 января уже после 23.00 непосредственный командир подсудимого Аубакирова распорядился отпустить задержанных, выведя из-за баррикады и расстегнув наручники. Капсаламову успели снять оба наручника, а Жагипарову только один.

   - В тот момент, когда Сагындыков (военнослужащий, подчиненный Аубакирова, - Авт.) расстегнул наручник на правой руке Жагипарова, не успев расстегнуть наручник с левой руки, последний, опасаясь дальнейших избиений, резко оттолкнул Сагындыкова и, вырвавшись, вместе с Капсаламовым побежали по улице Сатпаева. В этот момент находившийся позади них подполковник Аубакиров, являясь представителем власти, увидев убегающих Жагипарова и Капсаланова и полагая, что последние осуществляют побег, совершил превышение власти, то есть действия, явно выходящие за пределы его прав и полномочий. Явно выходя за пределы полномочий, реализуя преступный умысел на превышение власти, умышленно с расстояния более 10 метров произвел прицельные выстрелы из полученного стрелкового оружия АК-74 в убегающих Жагипарова и Капсаланова. В результате полученных сквозных ранений в разные части тела потерпевшие Жагипаров и Капсаланов скончались на месте происшествия, - сказано в обвинительном акте.

Согласно заключению СМЭ, смерть Ерлана Жагипарова наступила от нескольких огнестрельных пулевых сквозных ранений грудной и брюшной полости с повреждением внутренних органов. Второй потерпевший скончался от аналогичных ранений.

Стрелял по силуэтам

Подсудимый Айтчан Аубакиров перед началом допроса обратился к родным и близким погибших, попросил у них прощения и выразил сожаление о случившемся.

На допросе он свою вину не признал и пояснил суду, что выполнял должностные инструкции и приказы, а также указал на то, что в период действия комендантского часа силам правопорядка было разрешено стрелять на поражение. С его слов, до трагических выстрелов в Жагипарова и Капсаламова он задержанных не видел. А в тот момент, когда они побежали, на баррикаду его воинской части начался таран протестующих и последовали одиночные выстрелы. В условиях тумана и плохой видимости он разглядел лишь убегающие силуэты, а также блеск выстрелов, поэтому выпустил около 20 патронов из автомата – часть в воздух, а 10 – непосредственно в сторону убегавших.

Отметим, что в суде подполковник Аубакиров изменил свои показания, которые первоначально давал на следствии. В мае 2022 года, когда его допрашивали впервые, он части сказал, что после выстрелов по силуэтам они упали. А уже в суде 18 декабря он отметил, что после выстрелов в сторону силуэтов они пропали. И никто из военнослужащих в\ч 5571 ни сразу после этого происшествия, ни под конец дежурства, закончившегося 7 января в 4 утра, не проверили то место, где «упали-пропали» эти два силуэта.

Айтчан Аубакиров также не написал рапорт вышестоящему начальству о применении оружия против людей, а лишь устно доложил об этом факте своему непосредственному командиру. К слову, судья Айдар Секенов удовлетворил ходатайство адвокатов и запретил фотографировать обвиняемого.

Судья Айдар Секенов

Погибших не заметили

Адвокат Сауле Кобжанова, представляющая интересы потерпевших со стороны убитого археолога Жагипарова, отметила в суде, что подполковник Аубакиров после окончания того дежурства сдал все 120 патронов, выданные ему изначально, несмотря на то, что стрелял. Сам подсудимый объяснил это доукомплектованием боеприпасами. 

Адвокат Сауле Кобжанова

На вопрос адвоката, почему ни Аубакиров, ни его подчиненные не осмотрели место происшествия, он ответил, что в тот момент на площади Республики происходили события, угрожавшие здоровью и жизни военнослужащих. Из дежурившей на участке группы в количестве около 100 человек, оружие против Жагипарова и Капсаламова применил только Аубакиров.

Допрошенный в качестве свидетеля лучший друг убитого археолога Жагипарова – Аскар Увалиев – рассказал в суде, что днем 6 января Ерлан гостил у него в Жетысуском районе Алматы, а около 19 часов засобирался домой к больной матери. На площади Республики Ерлан оказался случайно, так как жил неподалеку - в микрорайоне Самал.

Пошел на площадь, чтобы помочь

По словам Увалиева, через 40 минут после того, как Ерлан уехал, он позвонил и сказал, что его задержали сотрудники Нацгвардии. В течение ближайшего часа он звонил на телефон Жагипарова несколько раз и трижды Ерлан передавал трубку Аубакирову.

Отметим, что подсудимый отрицает этот факт, также это не подтверждается экспертизами, однако Аскар Увалиев говорит, что узнал голос Аубакирова во время следственного эксперимента в момент расследования гибели археолога.

Свидетель также пояснил в суде, что во время последних разговоров с Жагипаровым задавал ему вопрос – «какого черта он туда пошел»? На что получил ответ, что пошел на выстрелы, подумав, что кому-то может потребоваться помощь. Несколько раз Увалиева заверили, что Жагипарова скоро отпустят.

Опознание

   - Мы не могли найти его 5 дней. Не думали найти его в морге, но я все равно туда поехал. Я два дня искал его среди трупов, не сразу его опознал. Я своими руками перебирал тела, была задача не найти там Ерлана. Но я нашел. Обе руки были сломаны, множество ран, дырки на теле. На бедре кусок мяса торчал. Я опознал его по пластине в шее, из-за которой у него была инвалидность. На левой руке был надет наручник. Он был сжат до такой степени, что кости кисти были сломаны, кисть болталась. Даже сотрудники полиции, которые не дали мне сразу забрать Ерлана, не могли вначале снять наручник, - рассказал свидетель о том, в каком виде он нашел в морге своего друга.

Аскар Увалиев сказал в суде, что у Ерлана Жагипарова, охотника за петроглифами и археолога, было личное охотничье оружие, но после его гибели обе единицы были обнаружены у него дома в сейфе – из него никто не стрелял.

Что будет на следующих заседаниях

На следующих судебных заседаниях будут допрошены потерпевшие, непосредственный командир подсудимого и другие свидетели. В деле имеются документы с грифом «для служебного пользования», изучение которых будет проводиться без участия журналистов и других наблюдателей из числа друзей погибшего Ерлана Жагипарова. Ulysmedia.kz будет следить за развитием событий.

Напомним, Ерлан Жагипаров - один из погибших во время трагических Январских событий 2022 года, которые начались с протестов против повышения цен на сжиженный газ и переросли в масштабные беспорядки - столкновения с силовиками, захваты зданий и мародёрство. Власти объявили режим чрезвычайного положения и обратились за помощью к ОДКБ. В результате столкновений погибли и пострадали сотни людей.