Секретная сделка: зачем казахстанский АНПЗ решили отдать россиянам

Курманов Байтас

Не успели казахстанские эксперты проанализировать до конца заявление замглавы АЗРК Рустама Ахметова о необходимости продажи контрольного пакета акций двух нефтеперерабатывающих заводов, принадлежащих «КазМунайГазу», как появились новости о реализации такого рода идеи. Источники Ulysmedia.kz сообщают, что достигнуты договоренности о продаже Атырауского нефтеперерабатывающего завода российской компании «Татнефть».

Коллаж Ulysmedia

ПРЕДЫСТОРИЯ ПРОДАЖИ

Информация о возможной продаже АНПЗ появляется уже не первый год. Однако, нефтепереработка - отрасль для Казахстана стратегическая, без согласования на самом верху сделки в ней осуществить просто невозможно.

В феврале АНПЗ посетила делегация от АО «Танеко», это дочернее предприятие ПАО «Татнефть», управляющее НПЗ в Нижнекамске. Как стало известно Ulysmedia.kz, руководство «Танеко» и «АНПЗ» подписали соглашение о конфиденциальности, согласно которому казахстанский завод раскрывает российскому всю бухгалтерию и секреты производственного процесса.

В середине марта заместитель председателя казахстанского агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов в кулуарах мажилиса сказал журналистам, что АНПЗ и ПНХЗ его ведомство рекомендует отдать на приватизацию, хотя бы частичную.

Спустя всего неделю, как сообщили Ulysmedia.kz компетентные источники, достигнуты договоренности о продаже АНПЗ.

Галымжан Жусанбаев

ДЕТАЛИ СОГЛАШЕНИЯ

Согласно имеющемуся в редакции документу, речь идет не о прямой продаже, а передаче АНПЗ в доверительное управление российской компании Татнефть.

Сырье на завод, согласно предложению российской компании, должно идти от казахстанского Минэнерго, а прибыль от продажи продукции сверх показателей за 2022 год, делится пополам между ПАО «Татнефть» и АО «НК «КазМунайГаз».

Кроме того, «Татнефть» обещает внедрить на АНПЗ технологии переработки нефти и усовершенствовать иные инжиниринговые процессы. Собственно, за счет этого и планируется нарастить прибыль.

При этом сумма сделки неизвестна.

ПОДРОБНЕЕ О ПОКУПАТЕЛЕ, ПРОДАВЦЕ И ТОВАРЕ

ПАО «Татнефть» - одна из крупнейших российских компаний, ведущая разработку нефтяных месторождений в России и странах зарубежья. В прошлом году она приобрела у «КазМунайГаза» 50% акций в Karaton Operating Ltd, ведущего разработку месторождения «Каратон Подсолевой» на границе Атырауской и Мангистауской областей. 

Кроме того, компания занимается нефтепереработкой, производством шин, торговлей сырой и переработанной нефтью. За 2024 год ее выручка превысила 2 трлн рублей (более 10 трлн тенге).

Глава “Татнефть” Наиль Маганов

АО «НК «КазМунайГаз» дочерняя компания НУХ «Самрук-Казына». Она имеет доли во всех крупных месторождениях Казахстана (Кашаган, Карачаганак, Тенгиз), владеет объектами транспортировки нефтепродуктов, а также НПЗ. Выручка за 2024 год составила 8,3 трлн тенге.

АНПЗ – крупнейшее предприятие Атырауской области, на заводе трудятся более 2500 человек. В январе 2025 года АЗРК сообщало, что завод, воспользовавшись своим монопольным положением, с 2021 по 2023 год повысил цену на переработку нефти на 31%.

Также зампред АЗРК Рустам Ахметов отмечал, что государство в лице «КазМунайГаз», не самый эффективный менеджер: на Шымкентском НПЗ, 50% которого принадлежат китайской компании CNPC, в разы аварий и технологических сбоев меньше, чем на аналогичных заводах в Атырау и Павлодаре.

ВОПРОСЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КМГ

Хотелось бы понять, насколько правильно, если портить экологию АНПЗ будет в Казахстане, а прибыль от продажи произведенного на заводе будет идти в Россию?

Вот уже много лет Казахстан страдает от поспешных сделок по разработке наших основных месторождений, заключенных в 90-е годы. Детали соглашений о разделе продукции с теми инвесторами до сих пор не известны казахстанцам, однако по мнению многих депутатов и экспертов, нашей стране от наших же недр достаются лишь скудные крохи. Не повторяем ли мы историю?

Эти вопросы редакция Ulysmedia.kz задала председателю АО «Казмунайгаз» Асхату Хасенову. Может быть он просто не в курсе о поспешных сделках по продаже крупнейшего казахстанского предприятия? Или тоже признал, что россияне смогут гораздо лучше, чем мы, распорядиться нашим достоянием?

Глава “КМГ” Асхат Хасенов