Чужие беспилотники в Казахстане: провокация или случайность

Александра Алехова

С февраля уже четыре БПЛА разбились на казахстанско-российской границе в Западно-Казахстанской области. Вице-министр иностранных дел Алибек Куантыров сообщил, что по этому поводу идет расследование, прокомментировал инциденты и призвал граждан не беспокоиться и замминистра обороны Шайх-Хасан Жазыкбаев. И правда, зачем гражданам беспокоиться, когда от них ничего не зависит, а официальные лица соизволили дать хоть какую-то информацию после третьего инцидента 24 марта в Жанибекском районе ЗКО. Но 26 марта упал еще один аппарат. Кто-то ведет с Казахстаном тактическую войну? Корреспондент Ulysmedia.kz задал эти и другие вопросы полковнику запаса, военному эксперту Роману Курманбаеву.

Фото из соцсетей

ЧЬИ АППАРАТЫ УПАЛИ В ЗКО?

   - Безусловно, беспилотники не гражданского, а военного назначения. Их принадлежность, я так понимаю, компетентные органы уже знают, вплоть до того, где произведены детали к ним. Однако сейчас идет, на мой взгляд, репутационная перестраховка – до окончания расследования называть страну-собственника беспилотников в период активных военных действий между Украиной и Россией – имиджевый урон Казахстану в первую очередь, - считает эксперт.

При этом, он высказал свое предположение, что упавшие в ЗКО летательные аппараты принадлежат украинским вооруженным силам, и они выполняли задачи по поражению объектов России на территории России, близкой к границе с Казахстаном.

  - Украинские вооруженные силы вряд ли ставили задачи поражения их на нашей территории. Украина ничего не имела и не имеет против Казахстана. Однако большая дистанция между пунктом запуска и целью предполагает погрешность попадания. Более того, беспилотник пересекает тысячи километров, преодолевает зоны ПВО России, одной из лучших систем противовоздушной обороны в мире, позволяя им залетать вглубь на тысячи километров и поражать объекты довольно успешно. Казахстанская ПВО не лучше российской, так что инциденты с падением беспилотников на нашей территории – безусловно последствия российско-украинской войны, - говорит Роман Курманбаев.

Он считает, что наше соседство и расположение объектов военного назначения вдоль границы предполагает подобные инциденты и сослался на похожие ситуации в Румынии и в Польше, где беспилотники падают десятками.

Роман Курманбаев

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Военный эксперт подчеркнул, что у Казахстана есть силы и средства противостоять атакам беспилотников.

  - Они в определенной степени технически консервативны как в плане построения, так и в плане подхода к их применению. Проще говоря, во-первых, системы ПВО Казахстана не рассчитаны на такие объекты метрового размера, летящие со скоростью 250-300 километров в час на низкой высоте. Это считается малоразмерным объектом, очень сложным для индикации и поражения. Во-вторых, даже, если мы видим такой летательный аппарат стоимостью, условно, 1 тысячу долларов, экономически нецелесообразно поражать его ракетой стоимостью 10 тысяч долларов. Беспилотники поражаются или стрелковым оружием, или зенитными установками или системами радиоподавления. То есть глушится канал управления, и аппарат падает сам, - объяснил Роман Курманбаев.

По его мнению, все упавшие в ЗКО объекты были сбиты российскими системами радиоподавления, поэтому сошли с курса, закончив маршрут в Казахстане. Возможно, это была и погрешность самой эксплуатации беспилотников. Разбирательство должно показать, что именно произошло.

Ulysmedia.kz интересовал вопрос, есть ли в ЗКО системы ПВО, способные перехватывать БПЛА?

  - В Западном Казахстане между селами расстояния по 500 километров, почти безлюдная местность. Естественно, держать там стрелка или средства обнаружения и поражения нецелесообразно. Тем более, мы на границе с Россией не милитаризируемся. Я уверен, что даже в случае инцидента с жертвами и ущербом мгновенно включится механизм международных отношений, и на всеобщее обозрение он выноситься не будет. Но предъявление претензий виновнику кулуарно будет в любом случае, - говорит Курманбаев.

ТАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Ситуация выглядит напряженной, а Казахстан еще атомную станцию строить собрался в эпоху тактических войн без участия людей.

   - Конечно, есть недоработки в военной области, но в составе Минобороны есть уже целое подразделение, занимающееся разработкой и развитием беспилотных систем. Оно не может сиюминутно перевооружиться, это очень сложный технический процесс. Триггером для начала этой работы была вторая Карабахская война 2020 года. Азербайджан прекрасно отработал эту тему, решил все свои политические и стратегические задачи. Руководство Казахстана отреагировало на это. И последние 5 лет, как минимум, мы занимаемся освоением беспилотных систем. Да, хотелось бы больше, выше, сильнее, но здесь вопрос и бюджета в том числе, - говорит военный эксперт.

Создание целого рода беспилотных систем в России случилось уже после того, как в Украине появился вид вооруженных беспилотных сил. Поэтому украинцы в сфере БПЛА делают фантастические успехи что на воде, что на земле, что в воздухе.

  - Сегодня, по сути, стойкость украинского сопротивления – это беспилотные системы. Случайные падения на границе с Казахстаном – совпадения, поводов для паники населения нет, ЗКО по большей части безлюдна, никто Казахстан целенаправленно не атакует. Но я совершенно согласен с тем мнением, что компетентные органы должны давать людям хотя бы дозированную информацию своевременно, чтобы не складывалось впечатление, будто армия самоустранилась от проблемы, не желая ее признавать.