Было ваше - стало наше: как у АО «Каскор-Транссервис» отжимают активы под предлогом возврата в госсобственность

Курманов Байтас
Коллаж Ulysmedia.kz

В 2023 году АО «Каскор-Транссервис» - предприятие, оказывающее услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом, транспортно-экспедиторское обслуживание, ремонт и строительство железнодорожных путей, а также техническое обслуживание подвижного состава, отпраздновало 60-летний юбилей. 

А уже год спустя, в 2024 году, Министерство транспорта РК подало в суд на старейшее отечественное логистическое предприятие, потребовав передать принадлежащие ему железнодорожные пути АО «НК «КТЖ». Суд требование истца удовлетворил. 

Стоит ли теперь всем подряд предпринимателям, владеющим собственной логистической инфраструктурой, опасаться «экспроприации», или же принудительная форма «дарения» имеет избирательный характер, пытался понять корреспондент Ulysmedia.kz

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ

В общей инфраструктуре территориально-промышленного комплекса Мангистауской области АО «КТС» занимало одну из ключевых позиций. Это было мощное, технически оснащенное, современное предприятие железнодорожного транспорта, которое обслуживало сотни грузоотправителей и грузополучателей. К юбилейному 2023 году в группу компаний предприятия входило четыре дочерних организации, которые обеспечивали работой более 500 человек. Предприятие являлось крупным налогоплательщиком региона, величина налоговой нагрузки за 2022 год по группе компаний составила 1 миллиард 421 миллион тенге, доля АО «Каскор-Транссервис» в этой сумме составила 790 миллионов тенге.

В одном из интервью председатель правления компании Алтай Борашев поведал историю становления компании:

- Деятельность нашего предприятия началась в августе 1963 года. Первоначально был создан железнодорожный цех Прикаспийского горно-металлургического комбината. Спустя почти 30 лет произошла смена формы собственности ПГМК и с августа 1992 года, вплоть до выделения в самостоятельный хозяйствующий субъект, он именовался Управлением железнодорожного транспорта Акционерной компании «Каскор». Позже, в 1997 году, АК «Каскор» изменил статус на АО «АК «Каскор», и были учреждены 19 предприятий. Им была предоставлена полная юридическая самостоятельность, а управление железнодорожного транспорта зарегистрировали в органах юстиции как Акционерное общество открытого типа «Каскор-Транссервис» (АООТ «Каскор-Транссервис»). Уже в 2004 году ОАО «Каскор-Транссервис» переименовано в АО «Каскор-Транссервис» - это имя компания носит по сей день.

Другими словами, АО «Каскор-Транссервис» родилось на базе Прикаспийского горно-металлургического комбината, который, как и любой другой промышленный гигант такого уровня, имел собственные железнодорожные пути. И все эти пути передал своей «дочке» - АО «Каскор-Транссервис», когда «отделил» ее и отправил в «самостоятельное плавание» в мир бизнеса. Кстати, акционерами АК «Каскор» были: государство, которому принадлежал пакет акций в 31%, трудовой коллектив ПО «ПГМК» - 35%; жители области и юридические лица - 34%.

МАГИСТРАЛЬНЫЕ, И ТОЧКА!

О том, чем деятельность успешной транспортно-логистической компании привлекла внимание министерства транспорта РК, сейчас можно только догадываться. Но в начале прошлого года в Специализированный межрайонный экономический суд Мангистауской области поступил иск от министерства к АО «Каскор -Транссервис» «об обязывании передать магистральные железнодорожные сети (имущество) в государственную собственность». Министерство транспорта мотивировало свои требования данными, предоставленными ему АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы». КТЖ сочло, что по своим техническим характеристикам пути АО «Каскор-Транссервис» имеют стратегическое значение, а потому должны быть переданы в собственность государства в лице нац. оператора, т.е. АО «НК «КТЖ». 

В судебном процессе, где АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы», главная транспортная прокуратура РК и Комитет по государственному имуществу и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан выступали в качестве третьих лиц, было заявлено, что, согласно приказу и.о. министра по инвестициям и развитию РК от 23 февраля 2015 года, в перечень магистральных путей, входящих в магистральную железнодорожную сеть КТЖ, входят пути АО «КТС». А именно, пути станций: Актау-порт, Строительная, Строительная (парк химическая) Юбилейная.

По мнению истца, в силу вышеуказанного приказа, отнесшего железнодорожные пути ответчика к магистральным, «магистральные железнодорожные сети с сопутствующей инфраструктурой, земельными участками, не должны находиться в частной собственности, а потому должны быть переданы национальному управляющему холдингу на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан, для передачи Национальной железнодорожной компании с последующей передачей Национальному оператору инфраструктуры». 

ГДЕ ЛОГИКА?

Представитель АО «Каскор-Транссервис» в суде доказывал: требование истца, основанное на приказе и.о. министра по инвестициям и развитию РК от 12 мая 2024 г. «Об утверждении Перечня магистральных путей, входящих в магистральную железнодорожную сеть» противоречит не только действующему законодательству Казахстана, но также обычным канонам логики и здравого смысла. И дело не только в том, что передача принадлежащего предприятию на праве частной собственности имущества, т.е. железнодорожных путей, в пользу государства не может произойти против воли собственника. А в том, что приказ и.о. министра автоматически перевел железнодорожные пути КТС, без признания их магистральными, в магистральную железнодорожную сеть. 

- Согласно пункту 4 вышеуказанного приказа, он вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, - аргументировал представитель ответчика. - Вступление в силу приказа не поставлено в зависимость от обжалования его в судебных органах лицами, чьи права он нарушает. А это означает, что приказ вступил в законную силу. Исходя из этого, АО «КТС» не является собственником магистральной железнодорожной сети, в силу требований закона, а потому не наделен полномочиями по передаче магистральной железнодорожной сети как государству, так и национальному оператору.

Представитель ответчика также обратил внимание суда на то, что после вступления в действие вышеупомянутого приказа, национальный оператор магистральной железнодорожной сети АО «НК КТЖ» прекратил оплату тарифа за использование железнодорожных путей, вошедших в магистральную железнодорожную сеть. И «использует их самостоятельно, без участия АО «Каскор Транссервис», а последний не препятствует их использованию».

- Пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» закреплено, что магистральная железнодорожная сеть не подлежит приватизации и передается национальному управляющему холдингу на условиях и в порядке, устанавливаемых уполномоченным органом для передачи Национальной железнодорожной компании с последующей передачей Национальному оператору инфраструктуры. Таким образом, требование истца не может быть адресовано АО «КаскорТрансСервис», в силу отсутствия у него вещного право обладания магистральной железнодорожной сетью, - изложил свою позицию ответчик. 

Более того, гражданское судебное заседание проходило в закрытом режиме. Представители Каскор-Транссервис утверждают, что суд нарушил принцип неприкосновенности частной собственности, закреплённый Конституцией РК, а также нормы Гражданского и Земельного кодексов. Доводы компании в суде были следующими:

  1. Отсутствие признаков магистральности: АО «КаскорТрансСервис»,— это подъездные железнодорожные пути со скоростью 40 км/ч, тогда как магистральные — свыше 100 км/ч.
  2. Никакой компенсации: Суд отказал в компенсации, аргументируя тем, что имущество когда-то принадлежало Советскому Союзу, а значит, возвращается в госсобственность. Это вызывает вопросы о ретроспективности права, которую казахстанское законодательство не допускает.
  3. Превалирование приказа над Конституцией: Решение суда поставило под сомнение иерархию нормативных правовых актов, признав приказ министра более значимым, чем основной закон страны.

НЕ ХОЧЕШЬ – ПОДАРИШЬ…

Несмотря на приведенные представителем АО «Каскор-Транссервис» обоснованные доводы, судья Тленов вынес решение: иск министерства транспорта удовлетворить, и «обязать ответчика передать магистральные железнодорожные пути и объекты, технологически необходимые и взаимосвязанные для их функционирования с земельными участками под этими путями и объектами в республиканское государственное учреждение «Комитет по государственному имуществу и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан».

То есть, Министерство транспорта увеличило требования,  они ставили вопрос, о передаче магистральных железнодорожной сети, а уже в рамках решения суда вынесенного было и также требование о передаче инфраструктуры, земельных участков, недвижимого имущества.

Позже руководство АО «КТС» обратилось в министерство транспорта РК с просьбой о разъяснении о том, как исполнить решение экономического суда – «с указанием нормативных правовых актов, регулирующих вопросы передачи магистральной железнодорожной сети, с учетом иерархии нормативных актов». Однако внятного ответа от министерства ему получить так и не удалось. Вся надежда – на суд вышестоящей инстанции. 

…Между тем, пару недель назад в инфопространстве страны появились сведения о том, что прокуратура города Алматы вернула в госсобственность акции АО «Каскор-Транссервис». Пресс-релиз был опубликован на сайте генеральной прокуратуры.

- Прокуратура города Алматы добилась возвращения в госсобственность акций АО «Каскор-Транссервис», работающей в сфере автомобильных и железнодорожных перевозок, - говорилось в официальном сообщении. - Поводом стало нарушение условий мирового соглашения, заключенного в 2019 году между государством и иностранной нефтяной компанией «Aktau Petrol Ticaret AS». Согласно документу, инвестор должен был добровольно передать государству 515 тыс. акций АО «Каскор-Транссервис» в рамках урегулирования спора, связанного с экспроприацией активов. Однако вместо этого акции оказались у стороннего ТОО «Oil Stream». Прокуратура подала иск о признании сделки недействительной. Суд удовлетворил требования, и апелляционная инстанция подтвердила законность решения.

Исходя из этой информации, можно предположить: другим предприятиям – собственникам железнодорожных путей экспроприация не грозит, во всяком случае, пока. Интерес к активам АО «Каскор-Транссервис» - сугубо адресный. Если это не так, редакция Ulysmedia.kz готова предоставить площадку для разъяснений министру транспорта РК Марату Карабаеву.