Не исключено, что аким Алматинской области Марат Султангазиев исчерпал кредит доверия, и на горизонте замаячила отставка. В скандал с переселением детского дома из элитного района Алматы в область пришлось вмешаться лично Токаеву, а администрация президента начала служебное расследование. Ulysmedia.kz разбирался, почему детдом может стать каплей, которая переполнит чашу терпения президента.
АКИМ ХОЗЯИН СВОЕМУ СЛОВУ
Среди акимов регионов, главу Алматинской области Марата Султангазиева можно выделить благодаря его умению при любом резонансе оставаться где-то за кулисами. Так было в случае с убийством Шерзата Полата в Талгаре, когда Султангазиев единственный раз появился на публике с заявлением – «пусть разбираются правоохранительные органы».
Так и сейчас, когда для выселения воспитанников из детского дома привлекли полицию. По этой ситуации высказались уже все, дошло даже до президента, которому пришлось вступиться за детей, но от Марата Султангазиева никаких комментариев не последовало. Хотя и на нем лежит не малая доля вины за случившиеся. Именно аким области в марте 2025 года встретился с нежелающими переезжать из города в область детьми и по итогам встречи его пресс-служба заявила, что воспитанники, уже обучающиеся в городе, продолжат учебу в привычной среде. А вновь принятые дети будут размещаться в Конаеве. При этом Марат Султангазиев отметил, что:
- Дети выразили желание остаться в Алматы, так как смена обстановки может негативно сказаться на их адаптации и социализации.
Этот фактор, по его словам, стал одним из ключевых при принятии решения.
Но, получается, что всего через четыре месяца этот фактор для Марата Султангазиева уже перестал играть какую-то роль. Поэтому призыв депутата мажилиса Бакытжана Базарбека отправить в отставку «прообещавшегося» акима региона вполне логичен. Все-таки представитель власти, который сначала дал слово, потом его забрал, и тем более допустивший применение полиции против детей, это уже дискредитация самой власти.
ПРИВЕТ АКИМУ
Пока неизвестно, что именно будет расследовать администрация президента, только ситуацию с детским домом или в целом эффективность деятельности Марата Султангазиева на посту акима. Ведь даже если не брать в расчет, что являясь дотационным регионом, во времена «затягивания поясов» акимат области тратится на люксовые внедорожники, содержание своего здания с бассейном и тренажерным залом, с размахом открывает областное телевидение и так далее, вопросов к акиму много.
Например, в конце 2024 года Агентство по делам государственной службы сообщило о дисциплинарном деле в отношении акима Енбекшиказахского района Талгата Байедилова, из-за действий которого, нарушения законодательства в сфере земельных отношений превратились в систему. АДГС рекомендовало уволить акима, однако Марат Султангазиев рекомендациям не внял, и Байедилов остался на своем посту. Кроме того, два года подряд Высшая аудиторская палата констатировала финансовые нарушения в области. В частности, социально-предпринимательская корпорация "Конаев" из полученных 4 млрд тенге, выделенных на стабилизацию цен, направила по назначению только 38% этой суммы. Остальные 2,5 млрд тенге удерживались на депозитах в банках, при этом цены в области росли. Нельзя исключать, что в скором времени проявятся и другие негативные факты.
- Я сейчас инициирую проверки на Капшагае, по вопросам выделения земельных участков и строительства в водоохранной полосе. Акиму Алматинской области хочу пламенный привет передать. Смотрите, чтобы там не вылезли очень многие нехорошие вещи, - сказал депутат мажилиса Бакытжан Базарбек.
ОДНОГО РАЗА ХВАТИЛО
Не меньше вопросов может появиться, если администрация президента поинтересуется отношением акима к иностранным инвестициям. Так, еще в 2020 году индийская компания по договору ГЧП приняла в доверительное управление многопрофильную клиническую больницу. Компания обязалась построить инфекционный и лечебный корпус на 360 коек, погасить кредиторскую задолженность больницы, оснастить ее современным оборудованием, расширить перечень медуслуг и т.д. От областного акимата требовалось подвести инженерные коммуникации и после завершения строительства принять на баланс, чтобы инвестору начали возвращать затраченные средства. Компания свои обязательства выполнила, а вот акимат со своими не спешил. Причем проблемы начались в 2022 году, когда в область пришел Марат Султангазиев.
Инвестор выиграл международный суд в МФЦА, который обязал госорган выплатить многомиллионную неустойку, но акимат области это не особо смутило. На баланс Управления областного здравоохранения больницу взяли только два месяца назад, и то в принудительном порядке. При этом, как говорит акционер и управляющий директор IAMS Наджхаван Рупал, с инженерными коммуникациями вопрос так и не решен.
- Больница до сих пор не имеет централизованного водоснабжения. Мы качаем воду из колодца насосом. Речь идёт о подведении дополнительного электричества, потому что новые корпуса с современным оборудованием требуют соответствующего энергообеспечения. Ничего этого нет. Нет ни канализации, ни теплоснабжения, - рассказывает инвестор.
Более того, чтобы побыстрее запустить объект индийцы, ранее за свой счет разработали ПСД инженерных сетей, проплатили экспертизу и получили положительное заключение. Актом дарения передали документы в акимат, чтобы госорган не тратил время и деньги. Однако со стороны акимата полный игнор.
- Мы не понимаем, что происходит. В прокуратуре нам сказали – они не правы. В генеральной прокуратуре нам сказали – они не правы. Мы были на приеме у Романа Скляра, который тоже сказал, наши коллеги из области не правы. Говорит, вы не думайте, что у нас общая ситуация такая, что к иностранным инвесторам такое отношение. Сказал, будем решать. Но ничего не решается, - сетует Наджхаван Рупал.
А еще он рассказал, что в 2022 году, компания IAMS намеревалась вложить 35 млрд тенге в развитие Конаева, который на тот момент стал новым областным центром. Был подписан меморандум на строительство фармацевтического завода, городской современной больницы и казахстанско-индийского университета по обучению IT технологиям, биотехнологии, инженерии, фармации. Совет директоров новые инвестиции одобрил, и выделил необходимую сумму. Но, как сказал Рупал, одной проблемы хватило, поэтому в 2023 году компания в одностороннем порядке разорвала меморандум.
НЕ В ПЕРВЫЙ РАЗ
Об отношении Марата Султангазиева к инвесторам, готовым вкладываться в Казахстан в целом и в развитие региона в частности, может сказать фраза, проскочившая в разговоре с Наджхаваном Рупалом.
- За три года, которые он здесь работает, аким ни разу не посетил наш объект. Хотя мы самый крупный медицинский объект в области, - сказал он.
И по словам депутата мажилиса Сергея Пономарева, это далеко не единичный случай. Подобное отношение к инвесторам со стороны областного акимата похоже стало нормой. С проблемами со стороны местной власти уже столкнулись и инвесторы, вложившиеся в строительство завода по производству лапши быстрого приготовления.
- Их пару часов могут держать в приемной акимата. И с инвесторами, вкладывающими миллиарды в экономику, встречается не первый руководитель области, а какой-нибудь специалист, 22-летний мальчик, - отметил депутат.
И подобные факты в Алматинской области происходят в то время, когда президент лично приглашает иностранных инвесторов в Казахстан, обещая, что здесь им рады. Везде, кроме, наверное, Алматинской области. Так что можно предположить, что, если служебное расследование АП не ограничится ситуацией с детским домом, не исключено, что это станет началом конца политической карьеры Султангазиева.