Бермудский треугольник “СК-Фармации”: куда ушли миллиарды за 15 лет

Курманов Байтас
Ulysmedia.kz

Генеральная прокуратура Казахстана зарегистрировала досудебное расследование в отношении ТОО «СК-Фармация» по фактам возможного ущерба бюджету на сумму 35,8 миллиарда тенге. И это далеко не первая проверка в истории государственного дистрибьютора лекарств, созданного в 2009 году из благих намерений - централизации закупок и снижения цен на лекарства.

За 15 лет структура, задуманная как инструмент прозрачности и экономии, превратилась в символ бюрократии, дефицита и коррупционных рисков. А смена руководства в ней, как правило, происходила в результате очередного громкого провала или уголовного дела. 

Кто стоял у штурвала «СК-Фармации», и почему, несмотря на череду скандалов, она до сих пор существует, и кто теперь будет отвечать за «рассосавшиеся» в потоке закупок миллиарды, - выяснял корреспондент Ulysmedia.kz.

НЕУДАЧНОЕ НАЧАЛО

Созданный в 2009 году единый дистрибьютор лекарственных средств – ТОО «СК-Фармация» задумывался как спасение для фармацевтического рынка: централизованные закупки должны были снизить цены и обеспечить прозрачность. Но, не успев родиться, новая структура тут же продемонстрировала свои слабые стороны. 

Так, уже на следующий год первый директор «СК-Фармация» Вадим Зверьков был отправлен в отставку после трагедии в Шымкенте, где новорожденные заразились ВИЧ из-за некачественных заменителей лекарств, закупленных единым дистрибьютором. 

Его преемник Сыздык Баймуканов не продержался и года, сметенный из теплого кресла волной жалоб на дефицит препаратов и нарушения в тендерах.  

Сыздыка Баймуканова сменил Байсен Назарбек. В период его руководства, а именно, в мае 2013 года Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» - материнская компания для «СК-Фармация», подал на свою «дочку» судебный иск за ряд нарушений и превышение полномочий при заключении долгосрочных договоров с рядом фармацевтических компаний. Пока шли судебные тяжбы, «СК-Фармация» была передана в доверительное управление Минздраву, а позже решением суда первой инстанции исковые требования Фонда национального благосостояния были удовлетворены. 

УГОЛОВКА И «МАФИЯ»

В 2015 году во главе компании встал бывший заместитель акима Кызылординской области Нуржан Алибаев, который к фармсистеме не имел никакого отношения. В этой должности он продержался около года – в ноябре 2016-го премьер-министр Бахытжан Сагинтаев громогласно заявил, что единому дистрибьютору надо существенно менять механизмы закупок, чтобы в стране навсегда забыли о дефиците лекарств. Стоит ли удивляться тому, что в начале февраля 2017 года Нуржан Алибаев носил уже приставку «экс». Причем случилось это после того, как на заседании правительства первый президент РК Нурсултан Назарбаев назвал «СК-Фармацию» «мафией». 

Максим Касаткин, возглавлявший СК с 2017 по 2020 год, и вовсе попал в орбиту уголовного преследования. 

   - Касаткин, лоббируя интересы ТОО «КазСибФармацея», незаконно отклонил заявки конкурентов этой компании в ходе проведения тендерных процедур. При этом закуп лекарственных средств у «КазСибФармацея» производился с превышением установленной министерством здравоохранения максимально допустимой оптовой наценки в 15%. Таким способом за 2015-2017 годы руководством ТОО «СК-Фармация» и ТОО «КазСибФармацея» похищено более 1,8 миллиарда тенге, – говорилось в официальном релизе национального бюро по противодействию коррупции.

ОТ ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЙСЯ…

Грянувшая в 2020 году пандемия оголила системные проблемы.  Кризис-менеджер, назначенный на должность главы «СК-Фармация» в разгар COVID-19 - Берик Шарип вошел в историю единого дистрибьютера как самый «транзитный» руководитель – в своем кресле он продержался всего три месяца. Ему же принадлежат лавры самого «криминального» главы СК. В отношении него антикоррупционная служба возбудила уголовное дело по статье «злоупотребление должностными полномочиями». По версии следствия, Берик Шарип был виновен в срыве поставок защитных костюмов из Китая, что повлекло массовое заражение медицинских работников коронавирусом в апреле-мае 2020 года. Тогда ходили слухи, что бывшему топ-менеджеру «СК-Фармация» вменяют еще и хищение, и эта статья действительно какое-то время фигурировала в материалах уголовного дела, но позже от нее отказались. 

Расследование доказало: Шарип лоббировал интересы ТОО «Inkar», поставлявшего некачественные СИЗы. Результатом стало заражение 2000 медработников.  Суд приговорил его к 3,5 годам тюрьмы.  

LUXURY И БИЗНЕС

Его преемник Ерхат Искалиев, руководивший компанией четыре года,  с 2020 по 2024-й, тоже не раз оказывался в эпицентре скандалов. В июне 2024 года Высшая аудиторская палата выявила просроченные препараты на 159 млн тенге и переплату в 10,5 млрд тенге за вакцины. Отчет указывал на «серьезные коррупционные риски» – Искалиев был уволен. 

Да и публичный образ главы «СК-Фармация» вызывал немало вопросов у казахстанцев. В своем аккаунте в социальной сети Instagram Искалиев, не стесняясь, демонстрировал luxury-атрибутику и даже выложил фото, на котором был запечатлен в обнимку с российской телеведущей Ксенией Собчак на банкете. Да и супруга Искалиева не отставала от мужа - в 2021 году она была замечена на мероприятии в окружении светских львиц в одном из элитных ресторанов Астаны. Все это резко контрастировало с проблемами пациентов.  

29 июля 2024 года компанию возглавил Еркен Жакатай, о чьих связях с частным бизнесом заявлял в прошлом году телеграм-канал Shishkin.like. 

   По данным Adata.kz, Жакатай является учредителем или соучредителем шести компаний:

- ТОО «Baikenminerals» занимается добычей и обогащением прочих металлических руд. Налоги – около 15 млн тенге с 2018 года.

- ТОО «Atmo Capital Turkestan» занимается переработкой и консервированием фруктов и овощей, с 2023 года выплатило налогов на 153 367 тенге.

- ЧК «Atmo Prod Growth Ltd.» должна предоставлять некие финансовые услуги, но налоговых отчислений никогда не делала.

- ТОО «Ivoice Eurasia» занимается разработкой программного обеспечения, налоги в размере 322 787 тенге выплачивала лишь в 2020-2021 годах.

- ТОО «Кутты Тамыр» занималось деятельностью трастовых компаний и инвестиционных фондов, а ныне бездействует. 

- ТОО «Zhakatay group» занималось оптовой торговлей, ныне тоже бездействует, - писал телеграм-канал.

В начале июля этого года, на фоне разразившегося скандала, Жакатая сменил на посту председателя правления «СК-Фармация» Нурлыбек Асылбеков.

ОДНИ И ТЕ ЖЕ – НА МАНЕЖЕ

Расследование генпрокуратуры вскрыло схемы, работавшие годами. Отправной точкой стали цифры Высшей аудиторской палаты: 35,8 млрд тенге возможного ущерба при закупке медикаментов и 5,3 млрд тенге переплат за медицинские перчатки.

По данным следствия, лазейка в законе стала ключом к коррупции: более 50% аукционов (1241 лот за 2020-2023 гг.) прошли без конкуренции. Победителем признавали единственного участника. Это позволило трем компаниям – ТОО «КФК Медсервис плюс», «Акниет» и «Стофарм» – десятилетиями договариваться о лотах, имитировать торги и завышать цены до 600%. По данным Агентства финансового мониторинга, только за первое полугодие 2024 года они получили от «СК-Фармации» 62 млрд тенге.

Миф об «отечественном производителе» оказался второй крупной аферой. Единый дистрибьютор заключил 92 контракта на 315 млрд тенге с 36 поставщиками, позиционировавшими себя как местные заводы. Аудит ВАП доказал: минимум 8 компаний (поставщики йода, шприцов, перчаток) были фиктивными. Вместо производства имела место переупаковка импорта. Признаками обмана служили: отсутствие закупок сырья, энергопотребление на уровне бытовых приборов, несоответствие заявленных объемов выпуска.  

Согласно информации следствия, Национальный центр экспертизы лекарств (НЦЭЛС) усугублял ситуацию. Эксперты умышленно затягивали регистрацию препаратов до 1270 дней вместо положенных 210, блокируя конкурентов. Расследование выявило конфликт интересов: сотрудники НЦЭЛС одновременно работали в коммерческих фармкомпаниях.  

ВСЕ НЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ?

Согласно отчетам Минздрава, системные сбои «СК-Фармации» ударили по самым уязвимым. В 2022-2024 годах компания сорвала поставки 164 жизненно важных препаратов по программе ГОБМП. Онкобольные, диабетики и пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями прерывали терапию или влезали в долги и расставались с имуществом для покупки жизненно необходимых лекарств.  

Парадокс ситуации заключался в еще одном «открытии» ВАП. Как оказалось, суммы излишков товаров при этом превышали 2,8 млрд тенге, а просроченные медикаменты были списаны как убытки. И здесь потери составили 279,5 млн тенге.  

Довершали картину ценовые махинации. Допустимая наценка Минздрава в 172% от заводской цены, а также схема «импорт под видом местного» открыли поле для спекуляций. 

   Аспирин, стоивший 28 тенге, закупался за 76 тенге, а для незарегистрированных препаратов наценки достигали 2000%, - выяснил Shishkin.like.

При этом Минздрав признает проблемы, но не торопится расставаться с монополистом. На брифинге в июле 2024 года вице-министр Ержан Нурлыбаев назвал расторжение сомнительных контрактов «риском дестабилизации». А позже и министр Акмарал Альназарова отвергла децентрализацию со словами: «Это вызовет еще большие перебои». 

Ведомство анонсировало робкие шаги для исправления ситуации: пересмотр цен 6500 препаратов и передача амбулаторного обеспечения регионам к концу 2025 года.  

Однако депутаты не верят в полумеры. Бакытжан Базарбек на заседании мажилиса задал вопрос лоб: «Кто возместил десятки миллиардов ущерба?» 

Генпрокуратура расширила расследование, обратив внимание на Центр противоинфекционных препаратов, который, по версии следствия, проводил фиктивные исследования на общую сумму в 166,4 млн тенге.  

Другими словами, и 15 лет спустя «СК-Фармация» остается черной дырой в системе здравоохранения, и на сегодняшний день вопрос о необходимости ее существования стоит как никогда остро.