Кто разрешил "Магнуму" создавать продовольственный парадокс

Курманов Байтас

Наша попытка понять, почему "Магнуму" не впрок государственные миллиарды, которые выделяются в обмен на сдерживание цен на всякие картошки и морковки, что называется "зашла" - просмотры статьи зашкаливали, а читатели Ulysmedia.kz из министерства торговли даже прислали пресс-релиз, в котором рассказали о стомиллиардных перспективах оборотного льготного кредитования торговых сетей.

Коллаж Ulysmedia

А еще мы получили письмо с рекомендацией правительству, как действовать, чтобы не только накормить население досыта, но и занять лидирующие позиции по импорту продовольствия в мире.

Редакции размышления кокшетауского фермера Артема о злой роли “Магнума" на продовольственном рынке показались интересными, поэтому мы решили их опубликовать.

Предпосылки – ещё не победа

Как ни странно, Казахстан – одна из малочисленных стран в мире, которая не способна обеспечить себя продуктами питания. То есть вопреки логике мы не можем создать объёмы продовольствия, необходимые для поддержания национальной безопасности. Сейчас эта проблема стоит очень остро, так как непонятно, кто сегодня у нас в союзниках, а кто завтра станет врагом. На фоне геополитических колебаний рвутся экономические и логистические цепочки, меняются цены на импортное сырье. Всё это заставляет задуматься, что мы делаем не так.

Почему так сложилось

У нас огромные посевные площади, благоприятные погодные условия, есть трудовые ресурсы и, как ни странно, нет недостатка в финансировании. Аграрный и перерабатывающий сектор поддерживает правительство – есть льготное кредитование, субсидии и преференции, введён мораторий на проверки. Что в результате? На полках магазинов сплошной продовольственный импорт. Из-за рубежа завозим 65 процентов фруктов и 30 процентов – овощей. Половина колбасы и “молочки”, почти вся бакалея – импорт, В Казахстане делают всего 20 процентов сыра. С сырьём для производства продуктов питания дела обстоят ещё хуже. В молочной промышленности сырьём сами себя обеспечиваем на 25-30%, по мясу птицы на 50%, по жирам – на 20%. То есть без импорта эти отрасли просто загнутся.

Импортозависимый потребитель

Ни для кого не секрет, что спрос – основной фактор роста производства. Потребитель выбирает из того, что есть на полке магазина, но всё чаще из того, что привезли, то есть импортировали – отечественных товаров ведь почти нет. Попытаемся разобраться. Возьмем в пример продуктовый рынок двух городов, которые диктуют и лучше всего отображают ситуацию – Алматы и Нур-Султан.

Основную площадку продажи продуктов питания в этих городах занимает торговая сеть “Магнум”, в столице – около 60%, а в Алматы – около 80%. Цифры опубликованы в печати со ссылкой на пресс-службу этой сети.

Что такое “Магнум”

“Магнум” – это какое-то количество однотипных помещений с примитивной по производственным нормативам инфраструктурой и логистической службой, с определённым количеством сотрудников охраны и учета. В некоторых магазинах есть цеха по производству продуктов питания, но обычно это отдельный бизнес. Эти характеристики можно приложить к любой другой сети как в Казахстане, так и за пределами нашей страны. Но у “Магнума” благодаря доминирующему положению очень сильно отличаются условия соглашений с производителями. В этой сети производитель обязан оплачивать ретробонус, любые рекламные действия по завышенным ценам, выгодные места продаж, маркетинговые расходы и услуги мерчендайзеров, проще говоря, самостоятельно раскладывать товар по полкам.

Производитель не имеет права участвовать в формировании заказа и, как следствие, получает возврат товара, то есть несёт убытки. Сеть “Магнум” уже даже не хочет заниматься документооборотом, услуги сторонних организаций также оплачивает поставщик. Но и это не самая большая проблема. Несмотря на условия договоров, сеть не оплачивает товар своим поставщикам на протяжении месяцев. А вот такие партнёрские отношения и дорогое удовольствие позволить себе не может не только начинающий производитель, но и достаточно крепко стоящая на ногах компания.

Если представить среднестатистического казахстанского фермера, то есть производителя, который не имеет порой возможности оплатить услуги юриста, то понятно, что ему путь на полку “Магнума” закрыт. А торговой сети, в свою очередь, гораздо выгоднее это место отдать крупной, как правило, транснациональной компании. Понятно, что скорее всего это будет иностранный производитель или его представитель с финансовыми и управленческими ресурсами.

Нечестная конкуренция

Но это ещё не все проблемы рынка продуктов питания. Можно поговорить и о том, какие последствия такая политика принесёт экономике нашей страны. Не секрет, что основная статья расходов среднестатистического казахстанца – около 70% – приходится на продукты питания, как и то, что рост общей инфляции тоже зависит от их стоимости. И тут самое интересное – при официальной торговой наценке в 10-15% сеть вынуждает поставщика включить в стоимость около 35%, большую часть из которых она так же получает в виде бонусов. В результате стоимость продуктов питания за счёт этой торговой политики “Магнума” вырастает в полтора раза.

К слову, правительство уже задумывалось над этой проблемой, и в 2019 году в закон “о регулировании торговой деятельности” внесли поправки, которые запрещают субъектам торговли взымать с поставщиков бонусы на социально значимые продукты, а на весь остальной ассортимент бонус не может превышать 5%. Эти изменения были озвучены на встрече инвесторов с президентом Токаевым ещё год назад. Но компания “Магнум” их благополучно проигнорировала.

Кто нашёл выход

На примере успешных аграрных экономик мы видим, что, к примеру, Польша, ровесница Казахстана на капиталистическом рынке, уже на позициях главного производителя продуктов питания не для Европы, но для многих стран в мире. При отсутствии в Польше собственных торговых сетей, при жестких законах Евросоюза, это государство нашло силы и возможности пролоббировать закон, позволяющий фермерам беспрепятственно доставлять товар на полки магазинов. Правительство строго контролировало торговую наценку на отечественные продукты и оплату фермерам и производителям. В результате сельское хозяйство Польши – ведущий импортер Евросоюза.

Ситуацию можно и нужно исправлять

Что делать, чтобы получить экономическую, а, возможно, и политическую независимость?

  • внести в законодательство изменения, ограничивающие и регулирующие торговую наценку;
  • предоставить на законодательном уровне право беспрепятственного доступа на полки торговых сетей отечественных товаров;
  • наделить полномочные органы правом контроля за расчётами торговых сетей с местными товаропроизводителями и установить минимальные сроки расчета;
  • провести расследование неисполнения закона РК “о регулировании торговой деятельности”.

Уверен, что даже этот небольшой пакет изменений поможет остановить инфляцию, повысит рост производства сельхозпродукции и продуктов питания и решит проблему с занятостью населения.