Сегодня появилось два повода вспомнить о "Хабаре". Во-первых, мы получили долгожданный ответ на запрос, а во-вторых, страничка агентства на Facebook сообщила, что канал отмечает очередное летие программы "Жети кун". Праздник, скажем прямо, так себе, но обратить внимание на, в недалёком прошлом, главное телевидение страны, позволяет. Редакция Ulysmedia.kz следит за скандалами, которые сотрясают телеканал в последнее время, и решила не упускать возможность проанализировать ситуацию.
Почему планы поменялись
Появился “Жети кун” практически вместе с “Хабаром”, когда агентство буквально растолкало конкурентов и ворвалось на медийное поле. На телеканал пришли лучшие журналисты и технари, итоговую программу недели, да и вообще каждый выпуск новостей ждали не только рядовые обыватели, но и министры – кто-то из них из эфира узнавал о своём увольнении. “Хабар” выглядел респектабельно, сражал качеством картинки и относительным бесстрашием. Попасть в штат было большим везением, а носить бейджик с волшебным именем “Хабар” считалось весьма престижным. Объяснялось всё просто – новым казахстанским телевидением руководила принцесса – Дарига Нурсултановна Назарбаева. Ей позволялось больше, чем кому-либо. А для того, чтобы глаз радовался у главного зрителя – её папы, денег правительство не жалело.
Но недолго музыка играла, интерес к каналу у самой Назарбаевой начал сходить на нет уже через несколько лет. Уже в начале 2000-х сетка вещания начала трещать от изобилия программ низкого качества, а лейтмотивом новостей стали хвалебные оды в адрес президента и его партии “Нур Отан”. Аудитория отреагировала быстро, рейтинги стремительно сошли на нет, а “Хабар” прозвали каналом, который показывает Казахстан, в котором хочется жить.
Впрочем, такое положение дел возмущало не только зрителей, канал покинули профи старой школы, а подросшее поколение взялось выстраивать канал по-новому. Результат плачевный – сегодня “Хабар” стал телевидением, которое не столько смотрят, сколько о нём говорят.
Аудитория не скрывает, что интерес к каналу подогревают не заявления счётного комитета о коррупции и даже не акции протеста сотрудников сорвать эфир из-за низких зарплат. Мы вас содержим, говорят казахстанцы, поэтому хотим знать, почему на миллиарды, которые получаете из бюджета, вы не можете создать качественное ТВ.
“Хабар” явно лихорадит
В череде неурядиц, которые преследуют “Хабар”, недавно появилась ещё одна. Не так давно один из телеканалов семейства передали телерадиокомплексу президента. Зачем это сделано, пока остаётся тайной за семью печатями. Почему и в связи с чем передали “Казах ТВ”? “Хабар” не справился, денег не хватило, их развели по коррупционным схемам, как сообщил Счётком, или решили ТРК президента усилить? Налогоплательщикам объяснять не стали.
Однако известно, что творческому коллективу чемоданы собирать и менять место дислокации не пришлось. “Казах ТВ” вместе со своим старым новым директором Майей Бекбаевой по-прежнему работают в своих кабинетах в медиацентре столицы – на территории “Хабара”. Канал, как и раньше, мало кто смотрит в Казахстане и неизвестно, какой рейтинг у него за рубежом. Аутсорсинговые ИП-шки и ТОО-шки зависли в ожидании подписания контрактов с новой руководящей структурой.
В самом агентстве о реорганизации говорят неохотно и только шёпотом, но не скрывают, что о том, чем это закончится, не ведают не только сотрудники, но и те, кто придумал перевод “Казах ТВ” под юрисдикцию ТРК президента.
Вы имеете право спрашивать, спрашивайте
Редакция Ulysmedia.kz в полной уверенности, что и агентство “Хабар”, и ТРК президента, как публичные госкомпании не только заинтересованы, но и обязаны объяснить, что происходит, но мы хотели как лучше, и отправили свои официальные запросы, а ответы получили как всегда.
Согласитесь, если бы мы получили эти письма из других ведомств, наверное, не удивились бы, но когда одно СМИ так отвечает другому СМИ, сразу хочется спросить, коллеги, вы же занимаетесь государственной пропагандой, неужели не смогли в ответ сочинить что-то более интересное и удобоваримое? Ведь вас буквально поливают грязью, вот вам бесплатная возможность на портале Ulysmedia.kz объяснить, что происходит на самом деле.
Перманентная оптимизация, модернизация, но планы выполняются
ТРК президента нам коротко сообщает, что не располагает информацией о канале, так как в рамках модернизации работают с ним с 1 апреля. То есть не аудита, ни проверок не было – взяли личные дела и перенесли в другой отдел кадров.
Ответ на наш запрос агентства “Хабар” был более красноречив. Оказывается, мы со своими банальными вопросами о том, кто был партнёром “Казах ТВ”, перешагнули за красную ленточку и замахнулись на информацию с ограниченным доступом.
“В этой связи, учитывая, что сведения о деловых партнерах и содержание договоров отнесены к информации Общества, составляющей коммерческую тайну, предоставление информации по компаниям, выполнявшим аутсорсинг производства контента канала с 2019 года по текущий день, не предоставляется возможной”, – грозно сообщили нам коллеги.
Но все-таки одну тайну приоткрыли – назвали суммы, выделенные на приобретение телевизионной продукции “Казах ТВ”:
Уже доказано, что самой сладкой информацией как раз становится та, которую скрывают. Поэтому мы решили выяснить, кто всё-таки производил контент для мирового канала “Казах ТВ”. Впрочем, не стоит удивляться, что особых усилий в наш информационный век это и не потребовало. Совершенно не скрывают своего сотрудничества с ним и при каждом удобном случае о нём рассказывают Инна Рудакова, Алевтина Мадьярова и другие. Журналисты не без оснований гордятся своим творчеством – программы, которые отсняты и смонтированы на техбазе их ИП, периодически занимают призовые места на различных конкурсах.
Но нам, как и многим другим СМИ и телеграм-каналам, хотелось выяснить, что стоит за слухами о семейном аутсорсе директора “Казах ТВ”. В интернете огромное количество интервью самой Майи Бекбаевой, которая рассказывает о своей гармонии с мужем – Адилем Нуртаем, которая сложилась благодаря тому, что оба они телевизионщики. А вот о главе семьи информации почти нет.
Кто наш муж
Адиль Нуртай, как это ни странно, личность не публичная, тем не менее удалось выяснить, что у него есть ТОО под названием Mega media production, юридический адрес компании тот же что и у агентства “Хабар” – ул. Кунаева 4. Напомним, уже много лет здесь работает жена Адиля – Майя Бекбаева. В последнее время она совмещала общественную работу в АНК и руководила каналом “Казах ТВ”. К слову, была не простым директором, а генеральным. Почему вдруг – неизвестно, хотя на “Хабаре” у каналов никогда особых прав не было – в административной иерархии это всё равно, что отделы в министерствах. Но с Майей – случай особый. Помните, про её сердцебиение от присутствия Назарбаева вся страна говорила? Так что Бекбаева не только руководила, но и перешла на ту же позицию в ТРК президента.
Так вот, в 2020 году Адиль Нуртай и его продакшн-компания Mega media production, по версии жюри Национальной премии “Тумар”, сделала лучший развлекательный проект Central Asia’s Got Talent на телеканале “Хабар”.
Так занималась ли компания Адиля Нуртая производством контента для “Казах ТВ” или нет? И если да, то почему это секрет, вернее, коммерческая тайна? А мы должны подозревать, не дело ли рук Mega media production то, что сейчас публикуется на сайте канала, который уже 20 лет покоряет мировой медийный рынок.
Цитаты без купюр
Семейство телеканалов агентства “Хабар” могло бы быть победителем конкурса по упоминанию модного словосочетания “Жаңа Қазақстан”. Повторяют его без устали ведущие, мелькает оно в титрах, на заставках и плашках. Интересно, а понимают ли здесь смысл этих слов?
Не знаем у кого как, но у Ulysmedia.kz есть основания в этом сомневаться. Мы хотели понять, насколько рационально тратятся казённые деньги, как изменится контент, а нас, как в старом Казахстане, поставили на место и сообщили, что у “Казах ТВ” с показателями всё хорошо.
Планы партии и правительства выполнили
“Касательно информации по запланированным для Канала KPI на данный период сообщаем, что конечными ключевыми показателями Канала являются часы вещания по определённым тематическим направлениям. Так, государственным заданием в период 2019 – 2021 годы для канала были определены показатели от 8 704 до 8 728 часов годового вещания”, – отрапортовали в агентстве.
На культурные, образовательно-познавательные, информационные-аналитические, развлекательные, юмористические, музыкальные, социально-публицистические передачи, а также программы спортивного, социального и художественного направления, и вообще на всё содержание канала было выделено 2 384 895 тыс. тенге с учётом НДС.
Это бюджет только на “Казах ТВ”. Чтобы понять, много это или мало, надо знать, на что потратили эти деньги. Сколько ушло на контент и сколько на содержание своих сотрудников. Также мы хотим разобраться, выгодно или нет отдавать телепроизводство в аутсорсинг. Кстати, деньги ведь казённые, поэтому любопытство мы проявляем вполне на законных основаниях.
Видимо, Ulysmedia.kz придётся написать ещё два запроса по этой теме – в счётный комитет и прокуратуру, может быть, там уже поняли значение слов “Жаңа Қазақстан” и нам, наконец, пояснят, что происходит в главном информационном агентстве. Уверяем, чем прозрачнее информация, тем меньше слухов и домыслов.