«Утечка мозгов» - это проблема, с которой государство не может справиться едва ли не с момента обретения независимости. Причем уезжают, как водится, самые умные, перспективные, амбициозные. Вроде уже и Токаев начал реформы, и референдум прошёл – но молодые казахстанцы после учёбы домой не спешат. Почему они уезжают и что должно измениться в стране, чтобы они решили вернуться на родину?
По данным исследования Народной партии Казахстана в 2020 году, около 42% казахстанцев в возрасте от 15 до 29 лет планируют либо уехать за рубеж на учебу, либо на постоянное место жительства.
Арина Скокова, 23 года, уехала в США в 2018 году. Она выиграла грин-карт и учится на бакалавриате по архитектурному интерьерному дизайну в университете Woodbury (штат Калифорния), работает интерьерным дизайнером.
Почему вы уехали?
Я уехала из Казахстана, потому что не видела там своего будущего. Я хотела получить хорошее образование, а проучившись в колледже в Алматы, разочаровалась в нашей системе. Да и вообще, уехать в другую страну было мечтой детства.
Что есть там, чего нет в Казахстане?
В США, если ты готов трудиться, можно хорошо зарабатывать и качественно жить. Я считаю, что здесь это сделать легче, чем в Казахстане. Например, я уже через пару лет здесь смогла купить себе новую машину, а в Казахстане мне пришлось бы копить на неё гораздо дольше. Вдобавок, в Штатах люди не боятся выражать своё мнение – тут нет запретных тем и открыто обсуждать политику не считается чем-то плохим и противозаконным. В Казахстане, мне кажется, меньше гласности, люди боятся критиковать власть. Также в США безопаснее вести бизнес – здесь никто не сможет его «отжать», ты действительно защищен законом.
При выборе страны проживания для меня важны возможности для развития и карьерного роста, качественное образование с высокими шансами последующего трудоустройства, надежность и безопасность.
Что должно измениться в Казахстане?
Мне бы хотелось, чтобы в Казахстане люди могли спокойно обсуждать всё, что их волнует, в том числе политику, и не бояться последствий. Также важно искоренить коррупцию и в целом повысить уровень жизни. Впрочем, я в любом случае не планирую возвращаться – мне хорошо в США, у меня есть работа, а мои родные планируют тоже эмигрировать в Америку.
Манас Утешев, 23 года, уехал во Францию в 2016 году. Учился на бакалавриате по специальности «Математика» в Гренобле, затем по специальности «Прикладная математика» в магистратуре в Париже, сейчас во второй магистратуре изучает информатику. Планирует работать программистом в финансовом секторе, банках или инвестиционных фондах.
Почему вы уехали?
Я уехал, потому что хотел получить международный диплом и опыт работы в иностранных компаниях. Мне мама с детства прививала мысль, что надо как минимум уехать учиться за границу, а лучше – остаться там. И уже в средней школе я много думал об этом, но не мог выбрать страну. В старших классах я решил, что уеду во Францию. Здесь я получил диплом, который котируется во всем мире. В Казахстане же не так много вузов, которые выдают такие дипломы.
Что есть там, чего нет в Казахстане?
Здесь у меня есть чувство стабильности и безопасности, страна богатая и демократичная. Также здесь хорошая медицинская страховка – я знаю, что в случае чего, даже самую дорогую операцию мне сделают бесплатно, а в Казахстане такого нет. Я знаю, что во Франции я не пропаду. Что касается возвращения на родину, я подумывал об этом раньше, ведь я прожил там 17 лет, там мои родные. Но последнее время я стал понимать, что родных когда-нибудь не станет, все мои друзья за границей, и если я уеду отсюда, то моя жизнь останется здесь. Там, где я сейчас, больше возможностей, и в ближайшие 10 лет я не вернусь точно. Хотя раз в год обязательно приезжаю навестить семью.
Что должно измениться в Казахстане?
Я знаю, что Токаев начал проводить реформы, но считаю, что в первую очередь Казахстану нужна парламентская республика. Мне было бы спокойнее, если бы власть была в руках группы людей, а не одного человека. Когда власть у одного, это может перейти в диктатуру. Во-вторых, в стране должен снизиться уровень коррупции, и в-третьих, нужно больше интеграции с западными странами, с НАТО, с США. Только в этом случае мы сможем добиться демократии, а если будем дружить с Россией и Китаем, то демократии у нас никогда не будет.
Выбирая, где жить, я смотрю в первую очередь на стабильность и безопасность, причем необязательно, чтобы страна была супер-развитая, как Канада – в этом плане меня устраивает и Польша, например. Также важно, чтобы были возможности в моей сфере – крупные компании с солидной репутацией.
Адель Бекбауова, 22 года, в 18 лет уехала в Малайзию учиться на менеджера по туризму, сейчас живет и работает в Дубае.
Почему вы уехали?
Я уехала, чтобы выучить английский язык, получить хорошее образование. Я планировала переезд еще с 16 лет, хотела получить образование и уехать к сестре в Дубай – она живет и работает там уже 8 лет. Возвращаться я не хочу. Во-первых, мне не хотелось бы возвращаться и работать на русском или казахском языках, забыв английский – зачем я тогда вообще ездила за границу? Во-вторых, здес зарплата больше – на своей первой работе я зарабатываю 500-600 тысяч тенге, в Алматы я бы вряд ли получала больше двухсот. Причем я работаю в известной британской компании. Вдобавок, моя сестра как-то пробовала вернуться, и оказалось, что с её опытом и компетенциями в Казахстане она зарабатывала бы гроши, даже на хорошей должности, по сравнению с возможностями в Дубае. Да и в целом, пожив за границей, в более развитой среде, в Казахстан возвращаться уже не хочется.
Что есть там, чего нет в Казахстане?
В Малайзии и Дубае больше возможностей, чтобы заработать и реализовать себя. Мне нравится общаться с иностранцами, узнавать их культуру, расширять кругозор. Еще в Дубае много развлечений и очень безопасно, тут хорошо работают спасательные службы и полиция, здесь не пропадешь. Я вернулась бы только из-за родных, потому что сильно скучаю, но, когда навещаю их, через месяц уже хочу уехать. А еще в Казахстане лучшие продукты – за границей всё безвкусное.
Что должно измениться в Казахстане?
Система образования должна измениться! Я бы хотела, чтобы у нас больше было образования на английском языке, с иностранными преподавателями, международных школ, и возможностей получить котируемые везде дипломы. А еще, допустим, я не знаю, где я могу работать в Казахстане с моим образованием, ведь у нас туризм не особо развит. Кто-то скажет, что как раз я и должна развивать эту сферу на родине, но для начала мне надо набраться опыта за границей. А еще я бы хотела, чтобы в Казахстане были выше зарплаты.
Ильяс Баянбаев, 21 год, уехал из Казахстана в 17 лет, учился в Шанхайском университете на инженера, осенью начнет обучение здесь же в магистратуре.
Почему вы уехали?
Я уехал из Казахстана, потому что моей мечтой было пожить заграницей, так как в детстве у меня не было возможности путешествовать. Я увлекался иностранными языками, и с ними пришёл интерес к другим культурам, хотя изначально уезжать надолго я не планировал. В подростковом возрасте я хотел каких-то глобальных перемен и решил, что после школы получу высшее образование за границей и как бонус смогу пожить отдельно от родителей, выучить новый язык, познакомиться с иностранцами.
Что есть там, чего нет в Казахстане?
В Китае в отдельных регионах ситуация может разниться, но в Шанхае мне нравится уровень глобализации - в отличие от родного Казахстана, здесь проще встретить представителей разных культур со всего мира. Кроме того, здесь широко внедряются цифровые технологии, в том числе в инфраструктуру, систему онлайн-шоппинга и доставки, сферу услуг, задаются новые тренды в искусстве, моде и субкультурах. Здесь меня никто не осуждает, я живу своей жизнью и каждый день учусь чему-то новому. В Казахстане же многие направления в моде или образе жизни не принимаются обществом, больше ограничений в самовыражении, желательно быть «как все». Еще в Китае лучше развита общественная безопасность, повсюду камеры, строго с законом. Например, в Шанхае даже девушки в одиночку спокойно, без опаски гуляют ночью по улицам.
Ещё мне очень нравится общение с иностранцами, особенно с китайцами, у нас есть свой стиль общения, проведения досуга, привычки. Мне нравится изучать новую культуру, а про казахскую я уже многое знаю, так как в ней я вырос.
В ближайшем будущем я не планирую возвращаться на родину, мне нравится местный образ жизни, у меня здесь друзья и учёба. Если мне и придется когда-нибудь покинуть Китай, например, из-за его довольно строгой миграционной политики, я бы с радостью навестил родных и друзей на родине, но не остался бы там жить. Образ жизни за границей меня привлекает больше, даже если бы Казахстан мог удовлетворить все мои амбиции.
Что должно измениться в Казахстане?
Как бы это парадоксально ни звучало, мне больше близок уклон на либерализацию и демократизацию общества, что больше ассоциируется с западными странами, нежели с Китаем или Казахстаном. Я надеюсь, что когда-нибудь Казахстан сможет развиваться по пути западных развитых стран, отойдет от суперпрезидентской политической системы, сможет выстроить свою идеологию, ради которой у людей были бы желание и стимул развивать свою страну и общество. Для этого всего требуется время и не один пакет реформ. Мне важны свобода слова, глобализация. Я хотел бы видеть в Казахстане развитие частного бизнеса, отказ от сырьевой направленности экономики и усиление ее конкурентоспособности на рынке и интеграцию страны в международные институты.
При выборе страны проживания лично мне важна моя заинтересованность местной культурой, политическая и экономическая ситуация там, возможность трудоустройства и потенциал для развития. Также очень важен комфорт в общении с людьми.
Что в итоге
Так совпало, что я, автор этой статьи, тоже сейчас учусь за границей, в Венгрии. И причины, указанные героями, мне знакомы. Мои соседки по квартире в Будапеште категорически не хотят возвращаться. И в целом, около 80% ребят из Казахстана, с кем я общалась там, всеми силами хотят остаться за границей. Пожив за рубежом в более либеральных условиях, в окружении открытых, образованных людей, очень сложно вернуться в Казахстан, где всё еще есть уят, где родственники требуют традиционной свадьбы или вообще не позволяют жить отдельно от родителей до замужества. Это, наверно, больше касается девушек, но всё же. Многих отталкивают низкие зарплаты и в целом мутные возможности карьерного роста – за рубежом ведь больше крупных компаний, квалифицированных кадров, у которых можно чему-то поучиться.
Если подытожить, то большинство уезжают за качественным образованием – кого-то подталкивают родители, кто-то делает этот выбор сам. То же случилось и со мной – я хотела окочить магистратуру, но после бакалавриата категорически не хотела продолжать учёбу в Казахстане, особенно на платной основе, потому что качество учебы оставляет желать лучшего. А пробыв три месяца в США по программе Work&Travel, я скучала по общению с иностранцами и снова хотела попасть в эту интернациональную среду. Поэтому магистратура за рубежом стала для меня шансом получить то, что я хотела – общение и возможность улучшить свой английский, получить качественные знания. Беда в том, что большинство, уехав учиться, предпочитают остаться – ведь там уже налажен быт, есть друзья, понятно, куда двигаться дальше. А в Казахстане не остается ничего, кроме родных, ради которых хотелось бы вернуться.
В результате, как не крути, в Казахстане не хватает качественного образования, глобализации, перспектив для карьерного роста, безопасности, высоких зарплат, либерально настроенного общества. Это всё комплексные проблемы, но решить их можно – уж за 30 лет так точно можно было бы улучшить хотя бы что-то. Что ж, может, в Новом Казахстане дело пойдет быстрее, и Казахстан не растеряет все «мозги».