Глава холдинга «Зерде» с зимы взрывает публику историями о своей бурной личной жизни. Но скандалов на личном фронте, Арману Абдрасилову, кажется, недостаточно. «Белый хакер» недавно решил оспорить в суде выводы Счетного комитета. Как итог - на странице холдинга «Зерде» появилась запись о победе в судебном споре над Натальей Годуновой. Вот только, как следует из документов, масштабы ликования IT-структуры явно преувеличены. Редакция Ulysmedia.kz решила рассказать, о чём спорили дочка «Зерде» и Счетный комитет, и что на самом деле решил суд.
Виноваты, но деньги можете не возвращать
К аудиторским заключениям Счетного комитета госорганы редко относятся с восторгом. Ещё бы, кому понравится, когда все их финансовые просчеты, а иногда и откровенные махинации предаются такой огласке? Но чаще всего чиновники вердикты Натальи Годуновой выслушивают молча и оправдываются исключительно в личных беседах.
Поэтому новость о том, что холдинг «Зерде», точнее его дочернее предприятие – АО «Национальные информационные технологии» решил оспорить некоторые решения Счетного комитета вызвала в обществе определенный интерес.
А потом холдинг Зерде» не без гордости сообщил на своей странице в facebook, что группа компаний холдинга «Зерде» победила в споре со Счетным комитетом.
Получается, Наталья Годунова все же была неправа?
Но, как следует из разъяснений Счетного комитета, пить шампанское айти-холдингу повода нет.
Специализированный межрайонный административный суд удовлетворил иск частично. Счётный комитет, при аудите программы «Цифровой Казахстан» нашел в деятельности «Зерде» и его дочек финансовых нарушений на 98,1 млн тенге. Аудиторы потребовали нарушения устранить, а деньги в бюджет вернуть.
Из них 38,2 млн тенге – это деньги, которые АО «НИТ» отдало за неверные акты выполненных работ по сопровождению электронного документооборота. Как отметили в Счётном комитете, если работы выполнены не были, то и деньги «НИТ» перечислил незаконно.
Вот именно этот момент и был оспорен в суде. И суд решил, что 38 миллионов «НИТ» может не возвращать в бюджет. При этом в требовании холдинга по оспариванию самого аудиторского заключения суд отказал.
Да и по списанию денег всё не так однозначно – как только решение суда первой инстанции вступит в законную силу, Счётный комитет обещает подать апелляцию.
Так что зачем подопечным Армана Абдрасилова было нужно вводить своих подписчиков в заблуждение – совершенно непонятно.
Наши инсайдеры говорят, что причина в том, что Арману Абдрасилову очень нужен положительный пиар, ведь он намерен занять кресло министра цифрового развития РК.
Дела сердечные
А вот с положительным имиджем у него явные проблемы. Большинство казахстанцев знают лишь о превратностях личной жизни управленца. Им, конечно же, интересно наблюдать за развитием его отношений с замглавы АДГС Айнурой Сергазиновой. Еще зимой, когда молодая женщина заняла столь высокий пост, пользователи соцсетей возмутились тем, что в многочисленных зарубежных командировках Сергазинова делает фото лишь из люксовых бутиков одежды и аксессуаров. И заодно задались вопросом: а за какие, собственно, заслуги такой карьерный взлет?
Тут, как нельзя некстати, в сети всплыло письмо сотрудников холдинга «Зерде», где трудилась Сергазинова ранее. Авторы письма жаловались на скверный характер своей экс-начальницы, а также рассказали, что заместителем холдинга «Зерде» она стала вовсе не из-за профессионализма в управлении персоналом и финансами, а благодаря тесной дружбе с главой холдинга. Однако тогда неравнодушная к дорогим брендам Сергазинова и добропорядочный семьянин, отец троих детей Абдрасилов, все обвинения отрицали. Но весной Айнур Сергазинова в Instagram опубликовала их совместное фото, а летом, в интервью журналисту портала «Арбат Медиа» и сам Арман Абдрасилов подтвердил, что бурный роман имел место быть.
Но, тем не менее, об Айнур Сергазиновой в интервью Арман Абдрасилов говорит мало и неохотно. Очевидно, что основная цель беседы для него – поведать публике о достижениях не на личном, а на профессиональном фронте.
Сплошные профессионалы
Как заявил Арман Абдрасилов, в Национальном холдинге «Зерде» давно надо было наводить порядок. Ведь вплоть до середины 2020 года, пока бразды правления цифровизацией не перешли в его руки, в холдинге было на 77 руководителей больше. А солидную зарплату получали не только айтишники, но и футболисты.
Чистка рядов, как признался Абдрасилов, прошла нелегко – были и те, кто увольнением остался недоволен. И действительно, сеть сохранила сообщения о том, как команда Абдрасилова увольняла старых сотрудников холдинга «Зерде» и его подведомственных структур. На одного из авторов в 2021 году Арман Абдрасилов даже обещал подать в суд. Но почему-то передумал. А вот Генпрокуратура весной этого года обнародовала документ, согласно которому в холдинге «Зерде» зафиксированы многочисленные нарушения трудовых отношений.
А летом 2021-го Арман Абдрасилов сообщил в соцсетях, что ведущие IT-эксперты Казахстана по инициативе холдинга «Зерде» поедут в Москву, в офисы компаний Сбербанк и Mail.ru Group. На резонные просьбы пользователей огласить список достойных, Абдрасилов долго отмалчивался, и в итоге просто опубликовал общее фото счастливчиков. Кроме него самого в составе группы оказались топ-менеджеры «Зерде» и подведомственного АО «НИТ» (Сергазинова в том числе), два сотрудника ЦАРКА, где Абдрасилов трудился до «Зерде» и несколько специалистов из коммерческих IT-компаний. Разразился отраслевой скандал – айтишники Казахстана посчитали кулуарное распределение зарубежных поездок и званий «ведущий IT-эксперт» неуместным.
С тех пор принципиально в НИХ «Зерде» ничего не изменилось. Во всяком случае, вплоть до перехода на новую работу, Айнура Сергазинова путешествовала вместе с Арманом Абдрасиловым. И, пока он публиковал фото деловых встреч, IT-форумов и конференций, она постила виды городов и примерочные дорогих бутиков.
Многие пользователи соцсетей возмущались, что такое поведение не красит ни Сергазинову, ни её покровителя Абдрасилова. Читатели выражали недоумение, как всё это согласуется с этикой госслужащего.
Нет тела – нет дела
Возможно, чтобы замять скандал на личном фронте, Абдрасилов в последнее время даёт очень много интервью. В которых, конечно же, хвастает успехами «Зерде» под собственным руководством, а также жалуется на то, как сложно идёт трансформация. К примеру, уверяет Абдрасилов, по итогам трехлетнего аудита в «Зерде» выявлено хищений на более чем 17 млрд тенге. Все материалы, по его словам, были переданы Агентству по противодействию коррупции, но дело ещё не завели.
Зная активность финпола в регистрации новых расследований, в такое откровенное равнодушие верится с трудом. Но и ставить под сомнение столь серьезные заявления «белого хакера», как ещё называют в сети Армана Абдрасилова, тоже не хочется. Ведь человек их не на кухне в частной беседе озвучил, а перед видеокамерой и под диктофон. Поэтому редакция Ulysmedia.kz просит Агентство по противодействию коррупции прокомментировать ситуацию: было ли заявление о хищении денег в холдинге «Зерде» и есть ли у него регистрационный номер? А может быть уже идёт расследование?
Впрочем, о том, что финансовые средства, выделенные на цифровизацию, пошли не по назначению, первым начал говорить не Арман Абдрасилов. Триггером для таких заявлений стала комплексная проверка госпрограммы «Цифровой Казахстан» Счётным комитетом РК. И именно Наталья Годунова подняла проблему неэффективности холдинга «Зерде». В частности, по её словам, «на протяжении более 6 лет не достигнуты результаты по внедрению облачного документооборота в госорганах. В результате неэффективного менеджмента, имеются убыточные и бесперспективные инвестиционные проекты: Smart Contract, Единая информационная система юридической помощи E-Зан комегi, и Единый контакт центр на сумму 987,9 млн тенге. При этом, как отмечается в отчете СК, одной из причин провала является «отсутствие преемственности по реализации определенных целей и задач». В народе эту причину называют просто – новая метла по-новому метёт.
При широком обсуждении в узком кругу
Однако, как позже писал сам Абдрасилов, все нарушения в «Зерде» были ещё до него. А он наоборот навёл порядок. Весь первый год работы он боролся с коррупцией.
“Коррупция искоренялась очень просто. Приглашали поставщиков и в присутствии службы комплаенс говорили: вам не нужно платить откаты, просто дайте максимальные скидки, мы гарантируем прозрачность процедур. Очень быстро набежало экономии на несколько миллиардов тенге (!). Всего за 1,5 года мы смогли в 5 раз (!) увеличить экономию холдинга. Притом, что скорость каналов связи между дата-центрами была увеличена в 20 раз (!), а до конца этого года будет увеличена в 200 раз (!). Это часть нашего плана модернизации 90 Мб/с сети в 400 Гб/с на фоне экономии”, - писал Арман Абдрасилов.
И обещал в будущем сконцентрироваться на модернизации электронного правительства (eGov) для повышения его надёжности, развертывания облачной платформы АО «НИТ», а также трансформации процессов государственных органов для беспристрастной цифровизации.
“Мы планируем это делать с самым широким привлечением IT-рынка. За счёт рыночной конкуренции мы ожидаем лучшее соотношение цены/качества/сроков, то есть эффективность, о которой говорит президент. Для ускорения реформирования холдинга я открыт к предложениям от IT-руководителей государственных органов, подведомственных организаций и участников IT-рынка. Готов взяться за реализацию тех из них, которые дадут лучшую эффективность для нашей страны в рамках открытого обсуждения, - обещал Абдрасилов.
Кто вошел в состав общественного совета холдинга «Зерде»? Кто те эксперты, которые, в рамках открытого обсуждения, будут решать судьбу будущей цифровизации Казахстана? На сайте НИХ нет даже раздела «общественный совет», а специалисты IT-рынка отмечают, что о созыве общественного совета не слышали ни разу.
Кроме того, Счетный комитет сообщал, что как стартап-проекты в IT-технопарке Astana HUB были зарегистрированы майнинговые компании. Причем 5 из них даже получили государственные преференции на сумму 8,5 млрд тенге. И тут совершенно не понятно – как майнеры умудрились работать прямо под носом у холдинга «Зерде» и на территории его подведомственной организации? И, судя по всему, это явно было не в 2018 году до прихода Армана Абдрасилова в холдинг, а совсем недавно.
Но этот факт белый хакер никак не комментирует. Может снова не заметил?
Вопросы без ответов
Нет пока обещанной прозрачности и в финансовой документации инфокоммуникационного холдинга. На сайте «Зерде» до сих пор не опубликован отчет о деятельности за 2021 год, а в отчете за 2020 вместо цифры о вознаграждении членов правления говорится, что «согласно указанному внутреннему нормативному документу, членам правления устанавливается должностной оклад по решению совета директоров. Выплачивается вознаграждение по результатам деятельности за отчетный период, годовой размер которого не должен превышать 6 должностных окладов в соответствии с постановлением правительства Республики Казахстан от 2 декабря 2014 года № 1266. Вознаграждение по итогам работы за год членам правления предназначено для стимулирования эффективности труда, имеет ряд ограничений по минимальному достижению установленных показателей и сроку отработки, выплачивается в зависимости от результатов достижения стратегических ключевых показателей деятельности и результатов оценки деятельности по решению совета директоров.
Вспоминается бородатый анекдот: на работу ходим, чтобы работать. Зарплату получаем деньгами.
Но насколько уместен этот чёрный юмор в IT? Если команда Абдрасилова и техзадания по созданию архитектуры электронного правительства пишет столь же пространные, то стоит ли удивляться тому, что еще год назад, при наличии собственной квазиструктуры, ответственной за цифровизацию, реформу платформы электронного правительства казахстанский кабмин хотел отдать российскому «Сберу»? Может действительно нам тогда не всё рассказали об уровне администраторов нашей IT-индустрии?
За что не отвечает «Зерде»
И, возвращаясь к информации, полученной от инсайдеров. Возможно они и ошибаются. Не может же Арман Абдрасилов думать о министерском портфеле, пока в самом холдинге «Зерде» работы – непочатый край. К примеру, казахстанцы всё чаще жалуются на то, что их атакуют кибер-мошенники и происходит это, как правило, после посещения Казахтелекома, Казпочты и активности в приложении eGov Mobile. Получается, что в программах госструктур есть дыры? И кто, если не холдинг, на который страна тратит миллиарды, должен их латать?
Но проблема казахстанской цифровизации ещё и в том, что делают её вроде бы специалисты холдинга «Зерде» и его подведомственных структур, а виноваты, в случае сбоев, кто угодно, но только не они. Не всё понятно и с цифровым Казахстаном. Выстраивает ли подведомственный МЦРИАП холдинг «Зерде» архитектуру всей цифровизации? Или каждое министерство, при наличии «Зерде» и «НИТ», должно разрабатывать свои платформы самостоятельно? Если первое – то почему рядом с экс-министром здравоохранения Елжаном Биртановым на скамье подсудимых нет никого из этих структур? А если второе – то, кто, когда и, главное, как будет эти разрозненные платформы интегрировать?
В общем, вопросов пока гораздо больше, чем ответов. И, если Абдрасилова сейчас отпустить в свободное плавание или в какое-нибудь министерство, то, есть подозрение, что следующий глава холдинга «Зерде» будет рассказывать новые истории о том, как плохо работала предыдущая команда.
Вообще, хотелось бы услышать не только «Зерде», а ещё и наше цифровое министерство – как основного оператора госсредств, автора IT-политики и ответственного за связь и интернет.
Сейчас ведь самое время выяснить, куда ушли миллиарды долларов, которые выделялись на цифровизацию страны, почему благодаря этим вливаниям не удалось не то что обогнать, а даже догнать Европу. И кстати, пора уже обнародовать список поставщиков и подрядчиков всех казахстанских цифровых проектов. Может быть тогда мы поймём, почему так страстно «Зерде» лоббирует интересы «Сбера», что готов передать соседней стране все базы данных.