Проблема, с которой вчера столкнулась главред Ulysmedia.kz Самал Ибраева, похоже власть затронула не особо.
Взломали и взломали, видимо, подумали в высоких кабинетах – не впервые же, поэтому поговорят и забудут. Никто из чиновников шок из-за публикации личных данных семьи Ибраевой тоже не испытал – всякое бывает во времена перемен!
Что это было и кому понадобилось основателей самых популярных СМИ заставить отложить все свои медийные дела и переключиться на контакты с полицией?
- Это назарбаевские пытаются таким образом дискредитировать Токаева. Мол, смотрите как он реагирует на критику в свой адрес. Он их начал прижимать, то есть отбирать хлебные места. Они попробовали его убрать в январе 2022 года, но тут Путин вмешался – не получилось. Не получилось тогда, теперь пытаются другими способами. И один из них - использовать недовольство людей ситуацией в стране. Плюс, настроить против него журналистов и гражданских активистов, - сразу ответил на вопрос журналист Сергей Дуванов, который на закате прошлого века потерял телеканал и радиостанцию.
- Думаю, сам Назарбаев к этому не причастен. Есть основания полагать, что это делается без его ведома. Это его семья и окружение, пытается противостоять Токаеву и его команде, чтобы спасти все «нажитое непосильным трудом» за 30 лет. На кону этой игры очень большие суммы, а потому они пойдут на всё. Пока бьют окна, жгут машины, взламывают личные данные, но способны и на большее – это то, что мы видели год назад в январе.
Да, людишки подлые. Эти пойдут на всё. И потом у них возможности огромные. Денег немерено. Они кого хочешь купят. Всё очень серьезно. И я не исключаю, что они еще заявят о себе и тогда казахстанцам волей-неволей придется определяться, кого выбирать из людей, делящих власть.
Почему тогда молчит Токаев и его аппарат? Ведь случай совсем неординарный – похищены и опубликованы личные данные.
- Он не может сказать всего этого. Это приоткроет секреты властной кухни, а это уже не в его интересах. Слишком бледно он будет выглядеть. Хотя, думаю, в Акорде попытаются очень осторожно перевести стрелки на недоброжелателей. Вот кого они таковыми назначат - это вопрос. Боюсь, что представить это как мелкое хулиганство «на почве личной неприязни» не получиться.
После ЧП в Ulysmedia.kz прошли сутки – пока ни одного заявления с левого берега не прозвучало. Медийный министр, не стал созывать пресс-конференций, но в ФБ свою озабоченность и уверенность в том, что «лица, стоящие за этими противоправными действиями» будут установлены, обозначил.
- Да, это главная проблема нашей власти - неумение грамотно и быстро реагировать на события.
Если сравнить, произошедшее с радио и ТВ «М» в 1997 году, нынешний прессинг более страшен?
- Вопрос не в страхе. Этим вряд ли журналистов запугаешь. А вот популярности и уважения им это добавит безусловно. Тут всё зависит от цены наезда. Что теряешь? Преуспевающий бизнес, хорошую машину, разбитые окна, испорченную дверь? А еще важен ответ на вопрос: для чего это делается.
Разница между 1997 годом (вряд ли кто об этом сегодня помнит) и сегодняшним наездом на журналистов в том, что тогда закрыли более 30 телерадиокомпаний, чтобы они не мешали Назарбаеву строить его «старый Казахстан», а сегодня журналистов прессуют, в качестве расходного материала в разборках между «старым» Казахстаном и «новым». Правда и в том и другом случае им от этого не легче.
Борейко решил ходатайствовать за объединение всех уголовных дел – так как это одна серия. Как вы думаете, объединят?
- Понятно, что все случаи преследуют одну цель и имеют одного заказчика. Решать об объединении дел будут в суде. А это будет зависеть от того, как выгоднее представить это Акорде. А вот это я не берусь предсказывать.