Начальников много не бывает, или Сколько замов у председателя Союза писателей Казахстана

Керей Латиф

Недавно на XVI курултае Союза писателей Казахстана был избран новый глава творческого объединения, им стал Мереке Кулкенов. Ничего удивительного в этом нет, обычная ротация, после которой некоторые председатели Союза становятся сенаторами. Ulysmedia.kz выяснил, что у нового литературного функционера целых пять заместителей.

Мереке Кулкенов и Улыкбек Есдаулет

Больше только у премьера Смаилова, однако там всё объясняется объёмом работ в страновом масштабе и поставленными задачами. 

Но зачем в Союзе писателей, контент которого, как утверждают злые языки, курирует администрация президента, столько начальников? Получается, один отвечает за романы, другой за повести, третий за рассказы, четвертый - за сказки, пятый - за детективы?

Помните слова героини фильма «белое солнце пустыни»: одна одежду шьет, одна мужу еду готовит, одна стирает… Тяжело!  И ещё из занимательных цифр: делегаты съезда открытым голосованием утвердили список членов правления Союза писателей - 100 человек. Сто, не десять!

Ulysmedia.kz решил разобраться, зачем в общественной организации столько функционеров? Неужели всё дело в ставшей притчей во языцех тяге нашего человека к обладанию хоть каким-нибудь, но портфелем?

А деньги-то откуда?

Начнем с того, что организация хоть и общественная, значит официально не должна получать финансирование из бюджета. Об этом на съезде и заявил председатель ревизионной комиссии Союза Алибек Аскаров. Он сообщил, что «основным источником доходов Союза писателей являются членские взносы и плата за сдаваемые в аренду площади Дома писателей». По его словам, большая часть этих денег уходит на содержание печатных органов Союза писателей – газеты «Қазақ әдебиеті», журналов «Простор» и «Жұлдыз».

Заметим, что само здание СП находится в центре города, где аренда многократно превышает средние значения по южной столице, а содержание периодики, по сведениям из отрытых источников, с лихвой окупается государственными заказами. Заказчиками же выступают различные вузы и чиновничьи акиматовские структуры как «КГУ Управление общественного развития Алматы», «Управление внутренней политики» и т.д. И цель-то у них такая благородная: освещение реализации стратегических и государственных программ в Алматы в газете «Қазақ әдебиеті»; ну а вузы потом оформляют подписку на эту газету, скорее принудительную.

А до недавнего времени СП вообще сидел на «сладко-жирной» теме: публикация различных тематических позитивных имиджевых материалов к 30-летию Независимости Республики Казахстан, успехах и достижениях Независимости Республики Казахстан, публикация материалов об исторической роли Первого президента Казахстана – Елбасы Н.А.Назарбаева в построении, становлении и развитии независимого Казахстана. А уж на что на что, а на несостоявшегося елбасы денег никогда не жалели, впрочем, и сейчас на его содержание не жалеют.

Союз читателей лучше

И, кстати, на СП в 2016–2021 гг. было выделено 626 511 млн тенге. Суммы за последние два года мы так и не нашли в открытом доступе. Но ведь мы все прекрасно понимаем, что есть как целевые, так и нецелевые расходы со стороны государства, помимо поддержки меценатов, спонсоров и прочих радетелей душ человеческих, ценителей высокого изящного слога.

С другой стороны, как рассказал inbusiness.kz писатель Тимур Ермашев, Союз писателей Казахстана получает огромные средства из бюджета, но не популяризирует своих авторов. На что уходят деньги, непонятно.

По поводу популяризации. Оказывается, в структуре Союза писателей есть творческие секции по казахской, русской, уйгурской, немецкой и корейской литературе. И если издаются книги авторов этих национальностей, не думаю, что они становятся известны в Казахстане. Впрочем, равно как и книги на казахском и русском языках, если, конечно, нет мощной имиджевой и пиар поддержки со стороны спонсоров и самих авторов.

В Союзе зарегистрировано 963 члена. Кроме головного офиса в Алматы, в регионах работают 19 филиалов. Но где эти авторы, что мы знаем о них, чему посвящены их книги? Как и большинство издающихся в последнее время – написание своих генеалогических древ и тому, как в каждом ауле было по батыру?

Мы обратились за комментариями к писателю Расулу Шыбынтаю.

    - Союз писателей ранее мне представлялся, как некий профсоюз, куда можно обратиться в поисках поддержки, – не только финансовой, но и юридической, издательской и даже бытовой. К примеру, через таковой союз получали путёвки в санатории для более комфортной работы над своими произведениями.

Писатель говорит, что не собирается идеализировать советскую эпоху, но отмечает, что наше время стало куда более прозаичным.

   - В начале казахстанского суверенитета СП существовал больше как похоронное бюро, из которого с помпой (но весьма бюджетно) выносили именитых старцев, измаравших кипы бумаги своими бессмертными произведениями. Сей союз жил прошлым, не заботясь о настоящем и будущем.

  - Я не вижу пользы от функционирования СП, его не слышно и не видно: никаких акций, встреч с читателями, молодыми писателями, конкурсов, фестивалей, издательской деятельности. Помнится, некоторые знакомцы из окололитературного мира предлагали «сделать корочку Союза писателей», на что я отвечал, что состою в Союзе читателей и этого достаточно: и прочтут, и похвалят, и отругают, и похоронят, и возродят. А обладать корочкой СП скучно и пошло, всё равно, что приобщиться к могучей кучке лениных в мавзолее, - считает писатель Шыбынтай.

Сетуют, что у нас на душу населения приходится… меньше одной изданной книги в год. Дык может это и к лучшему? Кому интересно читать о славном и извилистом пути какого-то условного Базарбая Базарбаева, когда вместо этого можно прочитать по-настоящему увлекательное повествование местного автора, со временем способного стать национальным Борхесом, Маркесом, Апдайком, Навои, Хафизом? Но где эти авторы? А ведь их только в СП уже под тысячу. Значит, они творят, пишут стихи, рассказы, повести, романы, только где они?

Одним из заработков литератора является внедрённая несколько лет назад инициатива, когда министерство культуры и спорта «в целях поддержки» писателей приступило к приобретению рукописей новых произведений с выплатой гонораров. Авторские права на выкупленные рукописи будут возвращены наследникам через 70 лет после смерти автора. Срок давности, несомненно, спорный, и, по нашим сведениям, сейчас его пересматривают, хотя уменьшить до пяти лет. А прежде государство выделяло деньги только на издание книг.

Может, этот Союз и нужен. Но сложно представить регалии, например, Хемингуэя: Эрнест Хемингуэй, член Союза писателей Соединенных Штатов.

Справка

Общественная организация под названием Ассоциация пролетарских писателей Казахстана была создана 12 июля 1925 года, её первым председателем был Сакен Сейфуллин. В 1932 году она была переименована в Союз советских писателей Казахстана. В июне 1934 года состоялся I съезд казахских советских писателей, где председателем был избран Ильяс Жансугуров. Именно это событие можно считать датой создания Союза писателей Казахстана.