Китай нам в помощь или почему в Казахстане сахарную отрасль миллиарды не могут спасти

Керей Латиф

Сахар в Казахстане сугубо летняя проблема. Традиционно все остальные сезоны идут разговоры о том, как увеличить производство, но в июне, как правило, народ набрасывается на прилавки, сметая сладкий порошок. Самым показательным был прошлый год – дело дошло до потасовок в очередях и отставках в кабмине. В результате сахар в магазинах появился, казахстанцы сварили варенье, а правительство пообещало проблему решить в ближайшем будущем, насытить рынок отечественным продуктом и утвердило комплексный план развития сахарной отрасли. Традиционно на эту самую отрасль посыпались бюджетные миллиарды. Осталось подождать.

Неожиданно речь о сахаре зашла накануне на встрече самого высокого уровня – президент Токаев пригласил китайских бизнесменов принять активное участие в развитии производства сахара в Казахстане. Ulysmedia.kz решил разобраться, почему Минсельхоз не справился с поставленной задачей и реанимировать отрасль придётся с помощью китайцев.

Коллаж Ulysmedia

Жизнь заставила

Минсельхоз прошлогодние сахарные бунты всё-таки заставили действовать. Чиновники увеличили норматив субсидирования производства с 15 до 25 тысяч тенге за тонну и заверили, что сахарной свеклой будет засеяно 18 тысяч га, в последующем под свёклу пойдёт уже 60 000 га. К слову, вице-премьер Серик Жумангарин в интервью Ulysmedia.kz сообщил, что уже этим летом планируется собрать 350 тыс. тонн собственной свеклы.

   - А в 2026 году по комплексному плану мы собираемся произвести уже 250 тыс. тонн собственного сахара и закрыть 43 процента потребности.

Фермер из области Жетысу Рахим Каримов в отличие от Жумангарина настроен не столь оптимистично. Главная проблема отрасли, по его мнению – технологическая отсталость, которая и объясняет низкую производительность сахарных заводов.

   - Используются технологии ещё со времен Наполеона – «отца» сахарной свеклы, хотя за последние годы государство на модернизацию сахарных заводов вложило немалые средства. Потрачены миллиарды тенге, а результатов нет, - сетует фермер.

К своим не радужным выводам он добавил статистику - в Европейском Союзе из тонны свеклы получают 180 кг белого сахара, в России - 160 кг, в Кыргызстане - 150 кг, а в Казахстане - только 110 кг.  Соответственно гектар в Европе даёт 18–20 тонн сахара, в России -  около 9 тонн, в Кыргызстане - 9,5 тонн, а в Казахстане - всего 3 тонны сахара.

   - Вот вам и себестоимость нашего сахара. Естественно, низкие цены на импортный сахар висят грузом и тянут вниз, а казахстанские производители сталкиваются с тем, что цены на сахар не оправдывают затраты на производство. Это и объясняет, почему сахар казахстанских производителей сегодня очень дорогой.

Как говорил в интервью Ulysmedia.kz Жумангарин, российский сахар мы получаем по 380-440 тенге. Наш стоит 500-510 тенге.

Кто хозяин

Фермер Каримов обозначил ещё одну проблему, которая, по его мнению, тормозит развитие отрасли. Он утверждает, что сегодня никто не знает настоящих владельцев казахстанских сахарных заводов, так называемых конечных бенефициаров.

   - Всем известно, что, начиная с 2005 года отрасль монополизировал Рахат Алиев, который использовал заводы для вывода капитала из страны. С 2008 года заводами завладел зять Есимова, хотя по суду они должны были отойти государству, но их молча переписали и с 2012 года передали Нурлану Тулебаеву - зерновому олигарху, осуждённому в 2018 году.

Спасительный комплексный план

Комплексный план развития сахарной отрасли на 2023– 2025 годы, который обойдётся бюджету в 500 млрд тенге, у фермера Каримова тоже оптимизма не вызывает.

   - Комплексный план написан красиво, завлекательно, но опять же не будет результата, потому не понятно, откуда собираются брать специалистов. А в отрасль давно уже испытывает острый дефицит квалифицированных кадров, - перечисляет минусы плана фермер.

Государство выделило сахарным заводам на закуп сырца беспроцентный кредит в 25 млрд тенге. Но фермер сомневается, что эти деньги помогут реанимировать отрасль.

   - Сырец - это биржевой товар, заводы покупают его через офшоры. Наше правительство сделало ставку на бразильского фермера, а у них тоже тростник не уродился и сахар-сырец поднялся в цене с 400 долларов до 650 долларов. Благо спасают Россия и Беларусь, их цена на сахар 360 тенге, хотя наши СПК у заводов покупают в стабилизационные фонды по 460 тенге, поддерживая наших олигархов и фермеров Бразилии, – возмущается Каримов.

По его словам, в Казахстане осталось четыре сахарных завода из восьми. Четыре завода отправили на металлолом, то есть восстановлению они уже не подлежат. А чтобы построить новый, потребуется не менее 350 млн евро.