Партийная жизнь: как Respublica в мажилисе реставрации старого Казахстана не допускает

Керей Латиф

Несмотря на то, что трудились депутаты мажилиса всего три месяца, отказываться от отпуска они не собираются. От законотворческих трудов отдохнут два месяца и парламентские новички из партии Respublica, которые обещали не покладая рук бороться за народное счастье.

Ulysmedia.kz наблюдает за тем, как вспахивают казахстанскую политическую ниву новоявленные «республиканцы» и пытается не пропустить момент, когда они наконец-то выполнят свои обещания, то есть решат проблемы бизнеса и улучшат жизнь простого народа.

Коллаж Ulysmedia

Ускоренное признание

До «Республики» бизнес в парламенте курировал «Ак жол». Под предводительством Перуашева депутаты фракции отстаивали интересы малого и среднего бизнеса. Поэтому, когда в парламенте появилась Respublica у наблюдателей возник вопрос, как партии будут делить сферы влияния. Но за три месяца баталий на этой почве не произошло, поэтому вопрос: зачем в нижней палате две партии примерно с одними и теми же целями, остался без ответа.

Появление партии на политическом ландшафте вызывает определенный скептицизм. О создании Respublica было объявлено 29 августа прошлого года, причём известили об этом не традиционные СМИ, а телеграм-канал блогера Бейбита Алибекова. Публику новость не шокировала, вернее на неё никто не обратил внимания. Потом, после довольно долгого затишья, 3 декабря партия Respublica провела учредительный съезд. О том, что теперь список партий расширился стало известно 19 декабря.

   - Это полноценно зарегистрированная политическая партия, которая обладает всеми правами партии, - объявил министр юстиции.

Однако после этого сразу же последовало опровержение.

   - В настоящее время министерство юстиции ожидает поступления документов оргкомитета для регистрации политической партии. … и сожалеет о невольном искажении информации и приносит извинения за недостаточную проработку пресс-релиза, озвученного в кулуарах парламента, - поправили на тот момент министра Мусина подчинённые.

И только 18 января, всего за день до объявления новых выборов в мажилис, стало известно об окончательной регистрации партии Respublica. Скорее всего, в Акорде до последнего решали – запускать республиканцев на политические грядки или нет. Этот казус с регистрацией, видимо, войдет в анналы современной истории Казахстана, когда при отсутствии маломальского опыта партийного строительства и элементарных навыков политической борьбы и агитации, партия-скороспелка не только получила регистрацию, но и прошла в законодательный орган страны.   

Кто вы, люди «из народа»?

В момент создания «Республику», не без основания, нарекли «партией блогеров», но потом выяснилось, что базу партии составили богатые предприниматели, которые, видимо, выросли «из коротких штанишек» и решили заявить о себе как о новой политической силе.

Тем более что у одного из лидеров партии – Бейбита Алибекова – был перед глазами пример его бывшей тещи: экс-депутата сената и экс-министра труда и соцзащиты Гульжан Карагусовой, которую, скорее, запомнили не по её делам на госслужбе, а по «великолепному» знанию казахского языка.

Объявляя о создании партии, Алибеков заявлял, что цель «Республики» – поддержать реформы президента Касым-Жомарта Токаева и не допустить реставрации «старого Казахстана». Такого рода заявления «прокатывают» всегда, надо лишь в соответствии с текущим периодом вставить имя действующего на тот момент главы государства. Но что-то не стыкуются слова о «старом Казахстане» новоявленных партийцев, поднявшихся на бизнес-высоты именно в «старом Казахстане», когда, как всем известно, без одобрения Семьи и иже с ней никто и ничего создать не мог.

   - Страна нуждается в новом подходе в решении накопившихся проблем, а для этого нужен свежий взгляд, незамутнённый круговой порукой прошлого, - заявляли республиканцы в своём предвыборном ролике.

А ещё основатели партии гордо заявляли, что они не чиновники, а созидатели. Почему-то в связи с этим вспомнились слова Лени Голубкова из рекламы печально известного АО «МММ» 30-летней давности.

   - Я не халявщик! Я партнер, - чем закончилась эпопея с МММ и сколько людей были обмануты, всем известно.   

   - Инициатором создания партии Respublica является народ, – заявлял председатель партии Айдарбек Ходжаназаров.

Ну, здесь, он, на наш взгляд, мягко говоря, слукавил. Спросите у первых ста человек на улице, какие партии в мажилисе они знают, наверное, лишь 2–3 назовут «Республику».

Не менее эпатажно партия характеризует себя и на своем сайте:

   - Метапартия: цифровые номады, люди «Нового Казахстана», жители центральной Евразии, ощущающие свою принадлежность к Европе и Азии.

Может дозреют

В мажилисе от партии Respublica заседают шестеро - Айдарбек Ходжаназаров, Руслан Берденов, Динара Шукижанова, Нургул Тау, Динара Наумова, Олжас Куспеков. Кто они – до последнего времени широкой публике известно не было. Но по прошествии трех месяцев их работы в мажилисе можно сделать вывод: ну не тянет пока «Республика» на весомую политическую силу и можно предположить, что её присутствие в нижней палате вызвано желанием создать подходящую картинку для ОБСЕ и прочих заокеанских институтов демократии.

И если с начала работы некоторые другие партии и одномандатники взяли с места в карьер, то «Республика» ограничилась несколькими депутатскими запросами, например, о развитии фитосанитарного контроля, вывозе сельхозпродукции или о повышении порога для постановки на учёт по НДС – то есть вопросами, которые поднимались в мажилисе и раньше. Яркого выхода на политическую авансцену не получилось, сказывается отсутствие актерского и политического мастерства.

Вопрос веры

Верят ли люди обновлённому мажилису и новым партиям? Как среди населения, так и в политических кругах, отношение к может быть разным. Есть те, кто считает, что этот орган предоставляет больше возможностей для участия и обсуждения законов и решений, что является шагом вперед для демократизации страны. Однако есть и те, кто говорит о том, что это всего лишь косметические изменения в политической системе, и что действительное влияние на политический процесс остаётся в руках небольшого круга людей в Казахстане.

Хотя три месяца работы - маленький срок, чтобы показать себя во всей политической красе. А нам придётся ждать осени, когда отдохнувшие депутаты начнут обсуждать бюджет, подводить итоги года, вот тогда и станет понятно, что есть «Республика» в законодательной ветви власти или попала она в парламент лишь ради карьерного взлёта, преференций в собственный бизнес и удовлетворения тщеславия.

А может быть хозяева партии ещё не решили, какую роль должна играть Respublica в нижней палате парламента?