Недофинансирование: почему казахстанские банки не рвутся кредитовать отечественный бизнес

Лариса Чен

Президент, депутаты и предприниматели решили разобраться, почему казахстанские банки при сверхдоходности, исчисляемой в триллионах, не спешат кредитовать отечественный бизнес. Они попытались выяснить, что нужно предпринять, чтобы банки повернулись лицом к предпринимателям, не оглядываясь на государство. Ответы на эти же вопросы искала и корреспондент Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia

Так сказал президент!

Проблему нежелания банков второго уровня вкладываться в экономику страны обозначил 1 сентября этого года в своем послании к народу Казахстана глава государства.

- Требуется кардинально решить проблему недостаточного корпоративного кредитования, - заявил он, - Экономике нужны деньги.

При этом Касым-Жомарт Токаев не побоялся ошарашить казахстанцев космическими суммами прибыли банков.

- Чистая прибыль банков за прошлый год составила почти полтора триллиона тенге, за первую половину текущего года – более триллиона тенге.

Президент обозначил источники баснословных денег, которые простому казахстанцу и представить-то сложно:

-  Такая сверхдоходность – не результат эффективной работы банков, а, в основном, следствие высокой базовой ставки, которую Национальный банк использует для борьбы с инфляцией.

Глава государства поручил правительству и парламенту рассмотреть возможность более справедливого перераспределения этой прибыли с учётом интересов государства, а также поставил вопрос об огромных доходах финорганизаций от размещения ликвидности в государственных ценных бумагах, так называемых нотах, которые при этом не облагаются налогами.

- В этом нет логики и государственного подхода, - рубанул Токаев.

- Правительство уже разбирается в этой парадоксальной ситуации. Соответствующие законодательные поправки будут внесены в мажилис. Прошу депутатов внимательно рассмотреть их.

В то же время он призвал мотивировать банки «активно участвовать в корпоративном кредитовании, помогать именно предпринимателям».

- Кредитование бизнеса должно иметь более выгодное пруденциальное и фискальное регулирование в сравнении с другими видами банковской деятельности, - конкретизировал свое предложение президент.

- Поручаю правительству и финансовым регуляторам в течение года высказать свое окончательное мнение по этому важному вопросу. Требуется принять меры по вовлечению в экономический оборот «замороженных активов» банков на общую сумму 2,3 триллиона тенге. В этой связи поручаю создать прозрачную цифровую платформу, посредством которой заинтересованный бизнес получит возможность приобрести эти активы и вернуть их в экономику.

Для расширения доступа реального сектора к «длинным деньгам» Токаев призвал активнее применять механизмы совместного и синдицированного кредитования.

- В то же время промышленники и предприниматели не должны выступать в качестве «кредитного пылесоса», от них требуются качественные проекты, которые обеспечат реальную диверсификацию нашей экономики. Для повышения интереса коммерческих банков следует рассмотреть вопрос предоставления им гарантий институтов развития при финансировании приоритетных проектов.

В качестве приоритетной задачи президент поручил правительству обеспечить ежегодный рост кредитования реального сектора на уровне 20% и выше.

Мажилис правду видит…

Следом за главой государства о недостаточном участии банков второго уровня в формировании отечественной экономики заговорили депутаты мажилиса.

27 сентября в депутатском запросе мажилисмен Берик Бейсенгалиев привёл удручающую статистику: если в 2010 году объём кредитования юридических лиц достигал 25,1% к ВВП, то по итогам 2022 года данный показатель сократился в три раза - до отметки 8,4%.

- Для сравнения, в других странах по итогам 2022 года объём кредитования юридических лиц к ВВП составил: Россия – 38,7%; Узбекистан – 32,5%; Грузия – 28,6%, - сообщил депутат.

По приведённым им данным Национального банка и агентства по регулированию и развитию финансового рынка, в Казахстане только за один июль 2023 года кредиты юридическим лицам уменьшились на 1,7% до 8,6 трлн тенге. При этом, займы крупному бизнесу уменьшились на 3,0% до 3,5 трлн тенге (с начала 2023 года – снижение на 3,7%).

Вместе с тем, по данным министерства национальной экономики, с 2010 года - за время реализации госпрограмм по поддержке МСБ - было субсидировано 95,3 тыс. проектов на сумму 7,1 трлн тенге. Другими словами, государство прилагало все возможные финансовые усилия для поддержки предпринимательства в РК.

Наибольший объём субсидий приходился на период пандемии: в 2020 году – 1,2 трлн тенге, в 2021 году – почти 1,6 трлн тенге, в прошлом году – 992,6 млрд тенге.

Также в эти годы было профинансировано максимальное количество проектов: в 2020 году – 14,6 тыс., в 2021 году – 32,3 тыс., в 2022 году – около 24,5 тыс.

Напомним, в рамках поддержки малого и среднего бизнеса в Казахстане реализуется нацпроект по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы. В нём консолидированы инструменты госпрограммы по поддержке и развитию бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2025» и программа «Экономика простых вещей».

В министерстве нацэкономики пояснили, что в рамках нацпроекта предусмотрено льготное финансирование субъектов предпринимательства путем субсидирования части ставки вознаграждения и гарантирования по кредитам банков, при этом прямое кредитование бизнеса не предусмотрено.

Другими словами, деньги на поддержку государство передает не напрямую предпринимателям, а тем же банкам второго уровня – в качестве компенсации разницы в процентах. И от государственных программ поддержки МСБ выигрывают опять-таки БВУ.

При этом основная проблема, ограничивающая сегодня рост экономики - это нехватка инвестиций, которая является верной приметой отсутствия роста в будущем. В прошлом году вложения в основной капитал составили всего 15% от ВВП. Во многом это следствие того, что отечественные банки мало участвуют в развитии экономики. Именно этот финансовый «тренд» вынуждает правительство заниматься прямым финансированием, гарантированием и субсидированием.

С позиции выгоды

В послании народу Казахстана в прошлом году президент также отмечал, что недофинансирование МСБ в Казахстане составляет около $42 млрд. При этом в банках накоплена многотриллионная ликвидность, которая фактически не работает на экономику. Судя по всему, за год в этой ситуации мало что изменилось.

Финансовые аналитики отмечают: на фоне недостаточной активности банков в вопросе кредитования малого бизнеса спрос на увеличение финансирования растёт год от года. Если в 2018-2019-м количество поступивших в БВУ РК заявок по вопросам кредитования со стороны малого бизнеса составляло 15,8 тыс. и 15 тыс. соответственно, то в годы пандемии этот показатель резко взлетел: в 2020 году — до 112,3 тыс., в 2021-м — сразу до 697,4 тыс.

А вот уровень одобрения банками таких кредитов заметно просел. Если в 2018-2019 годах доля одобренных займов для малого бизнеса составляла 57,1% и 66,5% соответственно, то уже в 2020-м она снизилась до 36,6%, а в 2021 году — и вовсе до 31,7%. Для сравнения: уровень одобрения для субъектов крупного и среднего предпринимательства в 2021 году составил 44,8% и 54%. Вместе с тем, средний размер поступающей заявки снизился: так, за квартал сумма сократилась более чем в 3 раза - до 6,7 млн тенге в четвертом квартале 2021 года.

При этом финансовые аналитики склоняются к мнению, что стимулировать банки к кредитованию бизнеса сегодня можно только путём господдержки в виде гарантий.

Ещё в 2022 году старший аналитик AERC Евгения Пак в интервью одному из изданий высказала мнение о том, что банки могут начать кредитовать бизнес на рыночных условиях хоть сейчас. Но разработать свои рыночные программы кредитования они могут только под высокую ставку, потому что она должна будет учитывать риски невозврата средств и ещё покрывать инфляцию, которая в годовом выражении в августе 2022 года составила 16,1%.

- В июле текущего года в объёме кредитов, выданных банками юрлицам, краткосрочные займы составили 87%, долгосрочные – только 13%. Короткие ссуды могут быть полезными только для пополнения оборотных средств, незначительного расширения бизнеса. Для развития же инновационного предпринимательства требуются долгие кредиты, которые наши банки в среднем при текущем состоянии стабильного фондирования и инфляции обеспечить еще не могут, - отметила Евгения.

С ней согласилась зампредседателя совета Ассоциации финансистов Казахстана Ирина Кушнарева, по данным которой на 1 июля прошлого года портфель кредитов МСБ уже составил 57% от всех займов юрлицам и 27% от общего ссудного портфеля.

- Поэтому нельзя сказать, что банки не заинтересованы в кредитовании МСБ, - отметила она.

- Однако риски кредитования МСБ значительно выше, чем финансирование крупных компаний и розничных клиентов. Что касается участия государства в стимулировании кредитования, то здесь необходим рыночный подход. Основная задача государства должна заключаться в обеспечении равных конкурентных условий для всех участников рынка. Финансирование на льготных условиях искажает реальную стоимость денег в экономике, приводит к зависимости бизнеса от господдержки и нивелирует усилия по обузданию инфляции.

А основной владелец Freedom Holding Corp. Тимур Турлов считает, что одна из причин, почему бизнес так мало кредитуется, а программы фонда «Даму» не осваиваются в достаточной мере – это разница в подходах к кредитованию МСБ, ИП и физлиц.

- Мы сейчас учимся это делать, как раз создавая те же самые подходы, которые применяются к розничным клиентам, - сказал он.

- Я думаю, что в сфере финансирования МСБ, когда получаешь доступ к данным, когда операции выполняют алгоритмы, то стоимость выдачи займов падает и тогда появляется целесообразность в них в целом.

МСБ и ВВП

Почему же власти страны так беспокоятся о кредитовании МСБ? Ответ лежит на поверхности: чем более развитой и зрелой является страна, тем с большей вероятностью именно малый бизнес становится движущей силой её экономики. Сильный устойчивый сегмент малых предприятий способствует укреплению экономической базы регионов, создаёт благоприятную среду для развития конкуренции, обеспечивает занятость значительной части населения и рост производства, в целом благотворно влияет на все экономические процессы, что особенно важно в кризисные и посткризисные моменты.

Малый и средний бизнес обеспечивает 70% всех рабочих мест в мире, а доля МСБ в мировом ВВП составляет 50%. Так, доля МСБ в ВВП Великобритании достигает 51%, Германии — 53%, Финляндии — 60%, Нидерландов — 63%. Даже в соседнем Узбекистане малый бизнес (без учёта среднего) формирует около 54% ВВП страны.

А вот в Казахстане по итогам 1 квартала этого года доля МСБ в ВВП составила 36,5%. Причём, в официальных источниках этот показатель фигурирует с приставкой «аж!». В разрезе мировых показателей, конечно, «достижением» эту цифру можно назвать с большой натяжкой.

И мы опять возвращаемся к тому, с чего начали. Одними из основных и значимых причин слабого развития МСБ в Казахстане являются низкий уровень финансирования и недоступность банковских займов. К примеру, к февралю 2021 года кредитный портфель малого бизнеса составил 3,6 трлн тенге. Однако если до этого за счёт госпрограмм поддержки в секторе наконец наблюдался рост, то ранее объёмы кредитования малых компаний год от года сокращались.

Более того, несмотря на рост объёма кредитования в годы пандемии, доля кредитов малому бизнесу в общем кредитном портфеле банков второго уровня Казахстана составила всего 19,4% — это ниже уровня 2002 года. Фактически с начала становления государства уровень кредитования малого бизнеса варьировался в пределах 10%–25% от кредитного портфеля, и последние годы наблюдалось ухудшение ситуации.

В региональном разрезе ситуация выглядит следующим образом: почти 72% всех кредитов, выданных банками малому бизнесу, пришлась на три региона: Алматы (50,4%), Астана (17,2%) и Шымкент (4,2%). В остальных же областях доля не достигла и 4%. Другими словам, максимум кредитных ресурсов приходится на три крупных города, а малый бизнес по всей стране по-прежнему остаётся без банковской поддержки.