28 октября в Карагандинской области произошла очередная трагедия - в шахте имени Костенко произошёл взрыв метана. Под землёй находилось 252 шахтёра, на поверхность удалось подняться лишь 205, судьба остальных на тот момент оставалась неизвестной. Позже стало понятно, что без человеческих жертв не обошлось. Вечером официально объявлено о 33 погибших горняках, о судьбе 14 было неизвестно. По словам первого заместителя директора Карагандинского филиала Республиканского центрального штаба профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб Геннадия Силинского – эта трагедия стала крупнейшей в Казахстане с момента независимости страны.
В шахтах Карагандинской области люди гибнут ежегодно. Редакция Ulysmedia.kz. вспомнила все аварии с момента обретения нашей страной независимости и обещания руководства Казахстана после каждого ЧП решить проблему и не допустить повторения трагедий.
Первая крупная авария произошла 19 ноября 1993 года. В тот день взрыв метана на дренажной шахте горнопроходческого участка № 3 ШПУ комбината «Экибастузшахтострой» вблизи Экибастуза унёс жизни шести проходчиков.
Спустя полгода, 11 марта 1994 года на шахте в поселке Актас, возле Сарани произошла череда взрывов, которые привели к трагедии. В этот день, в результате окислительного процесса в лаве 43 КЮз вспыхнули пары газа. Авария обошлась без жертв, однако спустя два дня – опять пожар и гибель 3 шахтёров. На месте тушения пожара загорелась труба, по которой подавался инертный газ для подавления возгорания. Он просочился на участки, где работали спасатели - в результате под землёй погибли ещё 11 человек.
Через три месяца Казахстан вновь потрясло сообщение о гибели горняков. 7 июля 1994 года на шахте «Казахстанская», которая находится недалеко от Шахтинска, произошел взрыв газа и угольной пыли в конвейерном штреке. В результате ЧП под завалами погибли 14 человек.
Правительственная комиссия, расследовавшая причины аварии, установила – взрыв произошёл на подстанции ТСВП 630/6. Также выяснилось, что в шахте отсутствовала система использования приборов аэрогазового контроля действия, в результате электрослесарь участка № 6 был допущен в шахту без прибора и вскрыл электрооборудование без предварительного замера содержания метана, что и стало одной из основных причин аварии.
Когда произошли эти трагедии, правительством руководил Сергей Терещенко, а министром по ЧС был Николай Макиевский. Он руководил ведомством до 1997 года.
24 ноября 1995 года в шахте имени Ленина произошёл внезапный выброс угля и газа с последующим взрывом метановоздушной смеси. В тот день трагедия унесла жизни 13 горняков.
Комиссия, расследовавшая причины аварии, установила, что три проходчика, находившиеся в забое бремсберга, погибли от непосредственного воздействия внезапного выброса угля и газа, а 10 шахтеров – в результате взрыва метановоздушной смеси, проникшей в вентиляционный ствол. Последовавший взрыв, разрушил вентилятор и всё здание. Ударная волна и ядовитый газ стали причиной смерти 10 человек.
23 марта 1998 года и 26 сентября 1999 года на этой шахте вновь произошли взрывы, из-за чего погибли 4 горняка.
Трагедии при АО «АрселорМиттал Темиртау»
5 декабря 2004 года Шахтинск вновь попал в новостные ленты. В результате залпового выброса метана на шахте погибло 23 человека. В момент аварии под землёй находились 89 горняков. Официальной причиной аварии тогда назвали залповый выброс метана, произошедший из-за смещения пластов. Эксперты говорили, что к трагедии привели сложные горно-геологические условия, несоблюдение правил техники безопасности и слабый контроль за дисциплиной.
Через 18 месяцев шахтёры погибли на шахте им. Ленина. 20 сентября 2006 года из-за взрыва метана произошло самое масштабное ЧП за всю историю казахстанских шахт. Под землёй находились 368 человек. Выбраться удалось 327 горнякам, 41 шахтёр погиб под землёй. Мощная взрывная волна разбросала тела погибших на километр от эпицентра. Причиной взрыва стало нарушение техники безопасности при замене вентиляционных труб.
Тогда впервые комиссия отметила вину собственника шахты – «АрселорМиттал Темиртау». Когда произошло это ЧП, МЧС возглавлял Шалбай Кулмаханов, а премьер-министром был Даниал Ахметов, областью руководил Нурлан Нигматулин. Неизвестно кто надавил на Лакшми Миттала или уговорил, но хозяин прибыл в Караганду, которая, кстати, в тот момент была на грани социального взрыва.
Миллиардера свозили в семьи погибших шахтеров, показали, как живут его работники – в старых многоэтажках, скромных квартирах, от зарплаты к зарплате. Встреча руководства с Митталом прошла за закрытыми дверьми и на повышенных тонах. Уже на следующий день стало известно, что Миттал согласился компенсировать гибель рабочих выплатой зарплаты не за один год, как это было прописано в коллективном договоре, а за десять лет, оплатить учебу в ВУЗах детям погибших горняков и приобрести их семьям жильё.
Трагедия 2006 года коснулась почти каждого дома в Шахтинске. Где все – родственники, друзья или знакомые. Несколько дней по улицам шли похоронные процессии, обстановка была настолько накалённой, что в акимате даже не скрывали, что боятся социального взрыва. Миттал в Караганде пробыл два дня, спустился в шахту и даже встретился с журналистами. Пресс-конференция была какой-то невнятной – он что-то объяснял, что-то обещал. Тем не менее, люди поверили, что работа в забоях станет менее опасной и на митинг не вышли.
Кровавый 2008-й – «масимовский период»
В то время, когда во главе правительства был Карим Масимов, а министерством ЧС руководил Владимир Божко, произошла целая череда трагедий на шахтах. При этом, все они произошли в 2008 году.
11 января в 9 утра на шахте «Абайская», в городе Абай на глубине 400 метров произошел взрыв метана, приведший к сильному пожару. На момент взрыва в шахте находилось 191 человек.
При температуре 90 градусов и почти нулевой видимости горноспасатели обследовали около полукилометра доступных участков шахты. Но до эпицентра взрыва так и не добрались. Очаг возгорания сотрудникам ВАСС «Комир» изолировать с помощью гипсовых перекрытий не удалось. Концентрация метана оставалась высокой и существовала опасность новых взрывов, поэтому было принято решение вывести спасателей на поверхность. Шахтеры остались под землёй. 15 января Владимир Божко официально объявил, что 23 горняка, оставшиеся в шахте, признаны погибшими. При этом, большую часть тел до сих пор так и не смогли достать из-под завалов. Всего в ЧП погибло 30 горняков.
Последствия аварии на «Абайской» исключили возможность осмотра членами правительственной комиссии аварийного участка. Поэтому причины и обстоятельства аварии члены комиссии исследовали путём изучения технической документации, показаний контрольно-измерительных приборов и опроса очевидцев.
29 января комиссия назвала официальную причину аварии — взрыв метано-воздушной смеси с последующим пожаром, произошедшим из-за фрикционного трения обрушившихся блоков песчаной кровли. В числе виновных названы трое инженерно-технических работников, также комиссией было отмечено, что вина лежит и на самой компании «АрселорМиттал Темиртау».
Через полгода, 2 июня 2008 года, рядом с Шахтинском в шахте «Тентекская» произошел внезапный выброс угля и газа. По мнению специалистов, причиной послужило неожиданное смещение угольного пласта, которое повлекло за собой обрушение породы. В тот день авария унесла жизни пятерых горняков.
Премьер Масимов тогда распорядился создать межведомственную комиссию, чтобы расследовать происшествие и найти виновных. Руководителю региона поручено «взять под личный контроль ситуацию и оказать посильную помощь семьям тех шахтеров, которые находятся в забое».
После январского взрыва в «Абайской» шахте МЧС должен был следить за тем, чтобы аварии в угольных предприятиях больше не повторялись. Руководитель ведомства Владимир Божко предъявил компании «Арселор Миттал Темиртау» список рекомендаций по устранению нарушений, выявленных в шахтах, и должен был отследить их выполнение.
Сегодня стало очевидно, что «распоряжения» Масимова так и не дошли до адресатов. Уже через год, 28 июня 2009 года, подобный случай повторился. Вновь под завалами погибли 3 человека.
После громких заявлений руководства страны, трагедии в 2008 году не прекратились. 12 октября 2008 года на шахте № 65 Южно-Жезказганского рудника, в городе Сатпаев из-за отсутствия должной организации подъема людей с горизонта, посадка в клеть шахтеров происходила бесконтрольно. Вместо установленной нормы в 21 человек, в клети на момент аварии находились 39. Из-за перегруза клеть начала раскачиваться, из деформированной двери люди выпали в шахту – погибли 6 человек.
Следующая череда трагедий на горнодобывающих объектах страны произошла в период, когда главами правительств были Бакытжан Сагинтаев, Аскар Мамин и уже действующий премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов.
10 ноября 2016 года на шахте «Саранская» при подъеме рабочих на поверхность оборвался трос тележки. В результате три человека погибли на месте, ещё один скончался в больнице.
31 августа 2017 года в Шахтинске на вентиляционной сбойке шахты «Казахстанская», произошел внезапный выброс угля и газа с примерным объёмом в одну тысячу тонн. На момент аварии в шахте находились 136 человек. В результате от отравления газом скончались три человека.
30 декабря 2020 года на руднике «Весенне-Аралчинский», в Хромтауском районе Актюбинской области при выполнении взрывных работ из-за отравления угарным газом погибли 4 человека.
Через год трагедия вновь произошла на подконтрольной «АрселорМиттал Темиртау» шахте «Абайской». 7 ноября 2021 в забое шахты произошел залповый выброс метана большой концентрации. В тот момент в шахте находилось 64 шахтёра. 56 эвакуировали, однако под землёй остались 8 человек.
Прошёл год, и казалось, что очередная трагедия наконец-то станет уроком – Миттал наконец-то обновит технику на шахтах и горняки перестанут гибнуть. Однако, с этого момента трагедии стали повторяться лишь чаще.
В начале ноября 2022 года на шахте «АрселорМиттал Темиртау» вновь произошла трагедия. При бурении газодренажных скважин произошел внезапный выброс метана.
На момент происшествия под землей находились 106 горняков, на поверхность поднялся 101 человек. 5 рабочих остались для функционирования подъемных клетей. Позже, были без признаков жизни найдены 4 шахтера, спустя время нашли ещё одного погибшего.
По факту ЧП зарегистрировано уголовное дело по статье 277 – нарушение правил безопасности при ведении горных или строительных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
После ноябрьской аварии правительство очередной раз создало комиссию, которая должна была разобраться в случившемся. Тогда её возглавил нынешний аким Астаны Женис Касымбек, который в тот момент возглавлял Карагандинскую область. Однако общество уже устало слушать доклады политиков, многие граждане Казахстана считали, что помимо руководства АМТ ответственность несут и действующие чиновники, которые не смогли предотвратить трагедию, в том числе действующий в то время и бывший министры по ЧС Владимир Беккер и Юрий Ильин.
В этом году трагедии под землёй продолжились. 17 августа ЧП произошло на шахте «Казахстанская». Из-за возгорания конвейерной ленты произошёл сильный пожар. Под землёй находилось 227 рабочих. Спасательные работы проходили несколько дней. Жертвами трагедии стали 5 горняков.
Эта трагедия очередной раз взбудоражила общественность. Люди задали главный вопрос руководству страны: «Сколько ещё нужно жертв под землёй, чтобы улучшить условия работы шахтёров?».
Тогда, премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов заявил, что он не видит перспектив олигарха Лакшми Миттала в Казахстане.
– Мы видим, что аварии продолжаются, гибнут люди. Сейчас ребром встает вопрос о том, чтобы сменить собственника на этом предприятии. И соответствующие переговоры мы уже ведем с Митталом и его людьми, – заявил премьер.
Он подчеркнул, что в скором времени вопрос будет решен. Вопрос видимо решился – трагедия 28 октября 2023 года в шахте «Костенко» стала последней каплей горя – руководство страны заявило, что отношения с Лакшми Митталом будут прекращены. Очень жаль, что для этого решения потребовалась единовременная гибель 35 человек, а не систематические жертвы сотен горняков в течение долгих лет (количество погибших на шахте им.Костенко написано с учётом имеющихся официальных данных на момент публикации материала – прим. редакции).
Также, недавно стало известно, что в трагедии с гибелью шахтеров после пожара на шахте «Казахстанская» на 100% виновато руководство.
По мнению многих экспертов, с уходом Миттала ситуация на заводах особо не поменяется, так как для этого необходимо прямое участие и контроль руководства страны. Они отмечают, что наивно надеяться на то, что вместо него «придёт добрый иностранец, который будет гладить по голове наших рабочих». Скорее всего бизнес отдадут за бесценок россиянам или же своим олигархам.
29 октября объявлен Днем национального траура.
Выходящая за всякие рамки статистика несчастных случаев с летальными исходами на предприятиях АМТ вызвала возмущение и гневные комментарии не только пользователи интернета, но и официальных лиц – начиная с главы государства. А слух о возможном «разводе» с иностранным инвестором вышел далеко за пределы кухонь, обретя вполне материальные очертания в депутатских запросах. Чтобы понять, что происходит, корреспондент Ulysmedia.kz анализировала, вспоминала и поднимала свои личные архивы.
23 апреля стало известно, что убита юрист АО «АрселорМиттал Темиртау» Ирина Эм. Её тело со следами насильственной смерти обнаружили пожарные города Шахтинска, приехавшие на вызов. Самый большой вопрос, который активно обсуждается в соцсети: связано ли убийство женщины с её профессиональной деятельностью? Корреcпондент Ulysmedia.kz выяснял, почему смерть на «АМТ» ассоциируется с производством.
Ранее министр промышленности и строительства Казахстана Канат Шарлапаев прокомментировал планируемую смену собственника АМТ.