Рука об руку: Казахстан и Южная Корея вместе создают лучшее будущее

Малик Джурсунбек

Визит президента Республики Корея Юн Сок Ёля в Казахстан произвел впечатление на казахстанскую публику. По крайней мере, ему уделили внимание, как это обычно бывает, не только чиновники и журналисты, но и пользователи соцсетей. Чем он был знаменателен и как в дальнейшем может повлиять на развитие двусторонних отношений, разбирался Ulysmedia.kz

Коллаж Ulysmedia

Небольшое разночтение

В ходе переговоров Касым-Жомарт Токаев назвал первый государственный визит 14-го президента Южной Кореи Юн Сок Ёля в Казахстан историческим событием.

- Южная Корея стала подлинным экономическим и технологическим локомотивом в глобальном масштабе, а всемирно известные корейские корпорации служат серьезным подспорьем для продвижения позиций страны на международной арене как ключевого глобального государства, – сказал президент РК.

По его словам, Корея занимает четвертое место во внешнеторговом обороте и входит в десятку крупнейших иностранных инвесторов нашей страны. Однако возникло разночтение между главой государства и руководителем Минпрома Канатом Шарлапаевым, который отметил, что в Казахстане Корея – пятая по размерам инвестиций.

Немного истории

Дипломатические отношения между нашими странами были установлены в 1992 году. С тех пор Казахстан стал важным партнером «Страны утренней свежести», как поэтично называют Южную Корею, в области экономики, особенно из-за скудности корейских запасов полезных ископаемых.

Казахстан, в свою очередь, привлекает корейские инвестиции в свои индустриальные зоны.

Отношения Южной Кореи с Казахстаном реализуются в рамках новой программы экономического сотрудничества «Новый ветер», о которой было объявлено в ходе визита президента Муна в Казахстан в апреле 2019 года. Программа предполагает реализацию 58 проектов в 10 сферах, таких как транспорт и логистика, строительство, промышленность, развитие инфраструктуры, горнодобывающая и металлургическая промышленность, недропользование, торгово-экономическое сотрудничество, энергетика, инновации и ИКТ, сельское хозяйство, финансы, здравоохранение.

Всеобъемлющее взаимодействие Сеула с Казахстаном началось во время президентства Но Му Хёна (2003–2008 гг.), администрация которого в 2004 году запустила первую стратегию для региона Центральной Азии, названную Всеобъемлющей центральноазиатской инициативой.

В экономическом отношении Казахстан - основной торговый партнер Южной Кореи в Центральной Азии; около 51% корейского экспорта из всех государств Центральной Азии идет к нам.

Дипломатический политес

Юн Сок Ёль подчеркнул, что с большим удовлетворением приехал в Казахстан накануне 15-летия установления стратегического партнерства между двумя странами.

   - 120 тысяч этнических корейцев в Казахстане выполняют важную роль и вносят неоценимый вклад в укрепление наших отношений. В свою очередь, более тысячи казахстанских студентов, обучающихся в Корее, являются "золотым мостом дружбы" между нашими дружественными странами, – заметил Касым-Жомарт Токаев.

Дипломатический политес слегка витиевато продолжил корейский президент:

   - Центральная Азия с давних времен была перекрестком, где встречались Восток и Запад. Сегодня караваны, идущие по Шелковому пути, исчезли, но на международной арене значение Центральной Азии все более возрастает. В частности, Казахстан является своего рода сердцем и экономическим центром Центральной Азии, поэтому экономическое и стратегическое сотрудничество с Казахстаном становится все более значимым.

Трудовая миграция

Южная Корея остается одним из основных направлений казахстанских трудовых мигрантов. В частности, нелегальная трудовая миграция процветает среди граждан Казахстана, увеличившись до 12 000 человек в 2019 году, в то время как объем денежных переводов из Южной Кореи в Казахстан увеличился с 1,7 млн долларов до 105 млн долларов в период с 2012 по 2019 год. Однако в большинстве своем трудовые мигранты заняты на низкооплачиваемых работах в промышленном и сельскохозяйственном секторах, а с начала 2023 года в стране находится около 7 тыс. нелегальных мигрантов из РК.

Нелегальные трудовые мигранты максимально ограничены в правах в Южной Корее. В случае каких-то происшествий они будут признаны виновными независимо от обстоятельств.
Работодатели не оформляют специальную страховку для нелегальных мигрантов, а стоимость лечения без полиса в десятки раз выше, чем в Казахстане.

Тем временем сейчас Казахстан ведет переговоры с Южной Кореей по легализации трудовых прав казахстанцев и возможности официального трудоустройства. Наши граждане, отправившиеся в будущем легально на заработки в Южную Корею, смогут заключить трудовой контракт на три года. Планируется заключить договор на отправку трудовых мигрантов до 3000 человек в год.

Важное сырье

Визит корейского президента был обширен и затронул множество сфер: энергетика, инфраструктура и промышленность, машиностроение, торговля, транспорт и логистика, цифровизация и аэрокосмическая промышленность, финансовый сектор, образование, здравоохранение и фармацевтика, туризм и культура, экология.

   - Многие корейские компании инвестируют в Казахстан, способствуя созданию рабочих мест и развитию промышленности. Кроме того, они вносят свой вклад в модернизацию национальной инфраструктуры Казахстана, участвуя в таких проектах, как строительство БАКАД и парогазовой электростанции. Мы намерены расширять взаимодействие в таких перспективных областях, как добыча критически важного сырья, атомная энергетика и возобновляемые источники энергии, – подчеркнул корейский президент.

Одним из видов «важного сырья», интересующего корейцев - литий, геологоразведку которого в Казахстане проводит Корейский институт геолого-геофизических и минеральных ресурсов (KIGAМ). В 2023 году, почему-то не мы, а этот институт обнаружил месторождение лития в Казахстане и планирует продолжить его разработку.

Литий – один из важнейших минералов для индустрии электромобилей, поскольку он является основным компонентом аккумуляторов.

По данным геологов, запасы лития на казахстанском месторождении оцениваются в $15,7 млрд.

   - Согласно исследованиям канадского агентства, содержание лития, обнаруженного в этом районе, достигает 5,3%, – отметили в KIGAM.

Для сравнения, в западной Австралии добывают литий в шахтах с содержанием 2,1%.

…Но есть нюанс

По итогам переговоров президенты Казахстана и Кореи приняли совместное заявление, а члены официальных делегаций подписали 9 меморандумов и два соглашения. Но, на наш взгляд, не стоит обольщаться таким количеством подписанных документов.

Соглашение и меморандум между правительствами – это два типа международных договоров, которые используются для установления рамок сотрудничества между странами. Однако между ними есть некоторые ключевые различия.

Соглашение более формальное и юридически обязывающий документ, чем меморандум. Страны, подписавшие соглашение, юридически обязаны выполнять его условия.

Меморандум обычно представляет собой менее формальное соглашение, которое выражает намерения сторон сотрудничать по конкретным вопросам, но не налагает юридически обязательных обязательств.

Соглашения обычно более подробны и содержат конкретные обязательства и положения.

Меморандумы часто более общие и излагают общие принципы сотрудничества.

Соглашения обычно имеют определенный срок действия или могут быть продлены по взаимному согласию сторон.

Меморандумы часто имеют неопределенный срок действия и могут быть прекращены любой из сторон в любое время.

Не та сумма для сотрудничества

В ходе визита президента Южной Кореи в Казахстан был проведен казахско-корейский бизнес-форум, который вызвал у нас удивление суммой подписанных соглашений, – всего на 500 миллионов долларов, или ¼ бюджета Алматы.

Особенно учитывая слова Токаева о том, что «в нефтегазовой отрасли для нас важен полноценный трансфер южнокорейских технологий, а также налаживание производства современного оборудования и запасных частей. Это особенно актуально с учетом расширения наших крупнейших нефтегазовых месторождений, таких как Тенгиз, Кашаган и Карачаганак».

А также принимая во внимание факт, что объём двустороннего товарооборота составляет шесть миллиардов долларов, а объём южнокорейских инвестиций достиг 9,6 миллиарда долларов. К тому же Южная Корея в числе крупнейших покупателей нефти из Казахстана.

Азиатский тигр

Республика Корея всего за несколько десятков лет из аграрной республики с низким промышленным капиталом сумела стать одной из ведущих экономик мира.

Эта небольшая страна, площадью всего 100 тысяч квадратных километров, даже меньше Туркестанской области, находится на 14-м месте по объему ВВП, опережая Канаду и Саудовскую Аравию.

Расцвет южнокорейской экономики – часть явления, которое называют «восточноазиатским экономическим чудом». Это период между 1960 и 1990 годами, в которые четыре страны этого региона – Сингапур, Гонконг, Тайвань и Южная Корея – провели экономические реформы и обогатились. За это СМИ их прозвали «азиатскими тиграми».

Южная Корея добилась экономического роста невероятно быстрыми темпами, наблюдатели называют это «Чудом на реке Ханган».

Разные потенциалы

Мы обратили также внимание и на слова Токаева, который отметил, что «Казахстан и Корея, имея схожие позиции по многим международным вопросам и будучи средними державами, могут внести свой вклад в разрешение геополитических противоречий».

Согласно определению Всемирного экономического форума, средние державы – это государства с обширным дипломатическим, экономическим, многосторонним, иногда и военным влиянием. Хотя не существует согласованного метода, определяющего, какие государства являются средними державами.

Среди экспертов нет единого мнения о том, какие же страны могут считаться средними державами. Например, в список стран, которые сегодня считаются средними державами, наряду у с Южной Кореей и Казахстаном, входят… Северная Корея, Бангладеш, Эфиопия, Кения, которые считаются одними из беднейших в мире.

Заметим, по состоянию на 2023 год, по данным МВФ, Республика Корея - 14-я в мире по ВВП (2,92 трлн долларов США) и 12-я по номинальному ВВП (1,72 трлн долларов США). По данным Всемирного банка, ВВП на душу населения составляет 32 255 долларов США в 2022 году.

Для сравнения, Всемирный банк оценивает ВВП Казахстана в 259,7 млрд долларов США, а ВВП на душу населения в 13 088,5. Здесь, видимо, впору говорить о включении в G-7 Кореи.

На первых позициях

Южная Корея имеет индустриальную экономику с сильными секторами обрабатывающей промышленности, производства и услуг. Страна - ведущий производитель электроники, автомобилей и судов, лидер в области инноваций и технологий. Имеет один из самых высоких в мире показателей расходов на исследования и разработки.

В Южной Корее хорошо развитая инфраструктура, включая транспорт, энергетику и коммуникации. В государстве есть высокоскоростная железнодорожная сеть, современные автомагистрали и надежное электроснабжение.

В 1987 году была проведена конституционная реформа, установившая многопартийную систему и свободные выборы.
В 1996 году страна стала 29-м членом ОЭСР – авторитетной международной экономической организации, куда стремится попасть и Казахстан.
В 2014 году Южная Корея стала пятым крупнейшим экспортером и седьмой по импорту в мире.

Один срок для президента

Между тем Южная Корея – это страна с непростыми вехами развития как в экономике, так и в политике. Как пишет rg.ru, ни один президент не закончил свой срок «спокойно»: либо он сам, либо его родственники оказались в итоге в тюрьме, либо президента досрочно снимали с поста, или, чего хуже, дело временами заканчивалось и летальными исходами.

После освобождения Корейского полуострова от японского господства, когда некогда единое государство разделилось на две части – Юг и Север, первым президентом Республики Корея (Юг) стал Ли Сын Ман, который был ставленником США. Он официально вступил в должность в 1948 году. На Севере же появился протеже Советского Союза Ким Ир Сен.

Президентов Кореи убивают либо они сами кончают с собой, либо их отстраняют досрочно различными способами – путем народных восстаний, военных переворотов или импичмента. Часто сами они оказываются в тюрьме. Самым же удачным последствием президентства является осуждение ближайших родственников – детей, братьев и прочих.

Так что быть в Корее президентом действительно опасно. С приходом нового лидера все надеются, что эта «неприятная традиция» закончится, но пока почему-то злой рок продолжает преследовать южнокорейских президентов и их семьи.

По современной Конституции Кореи, которая была принята в 1987 году, одно лицо может быть президентом только один раз и находиться у власти пять лет. Это период называют Шестой республикой, который продолжается до сих пор. Президент Республики Корея избирается по системе голосования в один тур и не имеет права переизбираться прямо или косвенно. Примерно то же самое пытается ввести в политический обиход нашей страны и президент Токаев, который через референдум установил президентский срок в 7 лет и только один раз.

Прокурор-президент

Существует большое различие между тем, как власть в Корее менялась до 1980-х годов и после. По словам профессора Сеульского университета Кунмин Андрея Ланькова, в Южной Корее авторитарной эпохи военные перевороты были в порядке вещей.

В конце 1980-х годов в стране началась демократизация. На смену Чон Ду Хвану, которого многие обвиняли в жестком подавлении демонстраций и узурпации власти, пришел его соратник – Ро Де У, причем транзит власти произошел в результате первых в истории страны демократических выборов.

Был создан прецедент судебного преследования президента – инструмент, которым корейские политики воспользуются еще не раз, чтобы расправиться с оппонентами.

Однако в начале 1990-х сложилось два противостоящих друг другу непримиримых лагеря – правоконсервативный и лево-националистический.

Такая же участь ждала бывшего президента Ли Мен Бака, во время правления которого было инициировано разбирательство над Но Му Хеном. В результате серии антикоррупционных дел за решеткой оказались сразу два видных представителя правого крыла, и оба – президенты.

Заметим, посетивший Астану Юн Сок Ёль – кандидат от правых, бывший прокурор, который сделал себе имя на борьбе с коррупцией, причем на коррупции среди правых политиков, своих соратников.

О его решимости может говорить и факт посещения им Киева в июле прошлого года, когда Ёль заявил, что его страна намерена расширить масштаб поддержки.

Первая леди

Одной из привлекательных особенностей визита корейского президента стало сопровождение первой леди южнокорейского лидера – Ким Кон Хи. Казахстанцы отметили ее красоту, а комментаторы в Сети оценили стильный наряд жены южнокорейского лидера. Заметим, больше обсуждалась ее внешность. 51-летняя женщина выглядит практически вдвое моложе своего возраста, легка и проста в общении.  Детей у пары, женившейся в достаточно зрелом возрасте нет, зато есть четыре собаки и три кошки, а в дополнение к ним Токаев подарил супружеской чете еще двух щенков казахских тазы.

Отметим, что поведение и образ первой леди зачастую играет немаловажную роль в прохождении визита, когда последняя вызывает положительные эмоции и подспудный настрой на более конструктивное ведение переговоров.

Перспективы работы

Казахстан и Южная Корея - стратегические партнеры со значительным потенциалом для сотрудничества в различных областях. Вот некоторые из ключевых перспектив для расширения сотрудничества.

Южная Корея - один из крупнейших иностранных инвесторов в Казахстане, а Казахстан экспортирует в ю Корею значительные объемы сырьевых товаров.

Мы обладаем значительными запасами энергоресурсов, а Южная Корея - крупный импортер энергоносителей.

Казахстан нуждается в крупномасштабных инфраструктурных проектах, и Южная Корея имеет сильный строительный сектор и опыт в этой области.

Южная Корея - мировой лидер в области технологий, а Казахстан стремится к цифровизации экономики.

К стабильному будущему

Между тем Казахстан и Южная Корея сталкиваются с рядом общих проблем, которые объединяют их в совместных усилиях по поиску решений.

Обе страны достаточно тесно связаны экономически, и сбои в одной стране могут иметь последствия для другой. Например, колебания цен на нефть влияют на экономику Казахстана, а экономический спад в Южной Корее может сократить спрос на казахстанский экспорт.

И Казахстан, и Южная Корея заинтересованы в поддержании стабильности и безопасности в Центральной и Северо-Восточной Азии. Обе страны обеспокоены такими проблемами, как терроризм, экстремизм и ядерное разоружение в Северной Корее.

Решая эти общие проблемы, Казахстан и Южная Корея могут укрепить свои отношения и создать более процветающее и стабильное будущее для своих народов.