В воскресенье завершился глобальный саммит мира в Швейцарии, посвящённый, в основном, войне России с Украиной. Почему Казахстан не присутствовал на нем ни в каком статусе, попытался разобраться Ulysmedia.kz.
Половина земного шара
На встречу в Бюргенштоке приехали представители 92 стран, из которых 57 были представлены на уровне высших должностных лиц. Другие государства представляли министры, послы и представители 8 международных организаций. Учитывая, что в ООН 193 государства, половина земного шара собралась обсудить текущее положение, связанное с войной, и ее проецирование на побочные эффекты – радиационную, сельскохозяйственную, продовольственную и т.д. безопасность. Однако, как высказался экс-президент России Дмитрий Медведев, такое представительное количество участников и глав государств похоже на «скотный двор».
Примечательно, что на саммите оказались сразу три члена блока БРИКС, правда, не на уровне глав государств. Например, премьер Нарендра Моди поручил представлять Индию на саммите бывшему послу в России Павану Капуру. Бразилия и ЮАР участвовали в саммите в качестве наблюдателей
Сбить с повестки
Еще задолго до открытия саммита наблюдатели говорили, что одним из ключевых критериев его успешности станет число и качество, то есть статус его участников. Россию по понятным причинам не пригласили. Из других крупных мировых игроков не приехал Китай.
Накануне саммита Владимир Путин произвёл информационный залп и выступил с заявлением, пытаясь нивелировать значение встречи.
- Как только Киев заявит, что готов и начнет реальный вывод войск с территорий Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей, а также заявит об отказе от вступления в НАТО, мы немедленно прикажем прекратить огонь и начнем переговоры, – заявил Путин.
Примечательно, что накануне вторжения в Украину, Путин говорил только о т.н. ДНР и ЛНР, о которых ясно высказался Токаев ровно два года назад в Петербурге, подчеркнув, что Казахстан не признает эти квазигосударственные территории.
Поддержка России
На саммит не приехали представители Азербайджана и всех центрально-азиатских стран. Из постсоветских республик Закавказья в саммите приняли участие Грузия и Армения.
- Тот факт, что на саммит из действующих членов СНГ приехала только Армения, – это успех российской дипломатии, которая убедила другие страны объединения, в первую очередь Казахстан, не ссориться с Москвой, - с удовлетворением написало российское издание «Ведомости», ссылаясь на заместителя директора Института стран СНГ Игоря Шишкина,
По его словам, странам СНГ не нужен конфликт с Россией, а тот факт, что они туда не поехали, можно трактовать как поддержку России в текущих условиях.
Уклончивые заявления
Видимо, не зря Шишкин выделил особо Казахстан. То, что наша страна не поедет в Швейцарию, экспертам стало понятно еще за две недели до саммита, когда официальный представитель МИД РК Айбек Смадияров 3 июня уклончиво заявил, что участие Казахстана на саммите мира будет рассмотрено с учетом графика международных мероприятий и официальной позиции нашей страны по данному вопросу.
- Казахстан исторически поддерживает одинаково тесные политические, экономические и культурно-гуманитарные отношения как с Украиной, так и с Россией. Мы всегда выступаем с позиции сохранения суверенитета и территориальной целостности всех стран и соблюдения принципов устава ООН, – сообщил Смадияров.
Обтекаемо о саммите высказался и спикер сената Маулен Ашимбаев.
- МИД РК постоянно об этой позиции говорит, я тоже выступал на эту тему. Мы считаем, что сейчас очень важно прекратить кровопролитие в Украине. Очень важно остановить войну, которая идет там. Где неоднозначность нашей позиции? Мы же всегда об этом говорим, очень важно начать переговоры, начать обсуждать этот вопрос, искать решения. В этом плане Казахстан предлагал свои возможности, – подчеркнул Маулен Ашимбаев.
Могли быть и «неподписантом»
По сообщению ВВС, итоговое коммюнике саммита мира поддержали 78 стран-участниц, то есть не все стали присоединяться к итоговому документу. От поддержки документа воздержалась Армения, а также присутствовавшие как наблюдатели Бразилия и Ватикан.
В документе прямым текстом не содержится призыв к выводу российских войск с территории Украины, однако говорится о необходимости уважения независимости и территориальной целостности любых государств, в том числе Украины, в международно признанных границах.
Полагаем, что окончательное решение о позиции по коммюнике Казахстан мог выразить по итогам встречи, предварительно озвучив свою позицию, и если бы вошел в число «неподписантов», это было бы объяснимо, так как, коль был бы представлен как наблюдатель, то в принципе не был бы обязан ни к чему присоединяться.
«Загруженный график»
Почему Казахстан решил не участвовать в глобальном саммите мира в Швейцарии? Решения такого рода обычно принимаются на высоком политическом уровне, и их мотивы могут быть разными – от протокольных до геополитических. Протокольные мы сразу отметаем.
Вчера официальный представитель МИД РК Айбек Смадияров заявил, что представители Казахстана не смогли посетить саммит из-за загруженного графика.
- Казахстан не принял участие в саммите исходя из графика международных мероприятий. Мы исходим из своих интересов, – сказал он, не пояснив, чем так был загружен Казахстан в выходные дни, даже не делегировав в качестве наблюдателя посла Казахстана в Швейцарской Конфедерации, тем более что от Берна до Бюргенштока… всего 125 километров.
Однако, не имея официальных комментариев от казахстанской стороны, сложно делать какие-либо определенные выводы. Решения такого рода редко принимаются по одной единственной причине, скорее это комплекс разных факторов и соображений.
Многовекторные
Недавнее решение Казахстана не принимать участие в глобальном саммите мира вызвало множество интерпретаций. Некоторые наблюдатели поспешили назвать это решение проявлением «страха» со стороны Астаны, однако, подобные заявления представляются упрощенными и не учитывают всю сложность ситуации при объявленной многовекторной политике Казахстана.
Многовекторная политика государства – это стратегия, направленная на поддержание и развитие отношений с различными странами и политическими блоками. Такой подход позволяет государству диверсифицировать свои связи, расширить возможности для торговли, инвестиций и политического влияния. Однако, несмотря на очевидные преимущества, многовекторность может быть сопряжена с определенными трудностями и неудобствами.
Одной из основных проблем многовекторной политики является сложность координации действий и принятия согласованных решений. Когда государство стремится поддерживать тесные связи с несколькими странами или блоками, зачастую возникают ситуации, когда интересы и позиции этих акторов могут вступать в противоречие. Это требует от правительства постоянного балансирования, выработки компромиссных решений и сложных переговоров, что замедляет процесс принятия политических и экономических решений.
Многоходовая ситуация
Многовекторная внешняя политика сегодня сталкивается с беспрецедентными вызовами.
Во-первых, саммит проходил на фоне продолжающегося конфликта в Украине, который обострил противоречия между Россией и Западом до предела. В этой ситуации участие Казахстана в саммите неизбежно было бы воспринято одной из сторон как проявление поддержки, что противоречит принципам многовекторности.
Можно предположить, что решение Казахстана не ехать на саммит, скорее всего, продиктовано прагматическими соображениями и стремлением защитить свои долгосрочные национальные интересы, пока не четко объяснимые в данном контексте.
Во-вторых, в условиях, когда мир стоит на пороге новой холодной войны, Казахстан не может позволить себе быть втянутым в геополитическое противостояние. Участие в саммите, который может быть воспринят как инструмент давления на Россию, поставило бы под угрозу отношения Астаны с Москвой, что имело бы негативные последствия для экономики и безопасности страны.
Трудный выбор
Однако, многовекторность усложняет выработку единой стратегической линии. Стремление угодить всем заинтересованным сторонам может приводить к размытости приоритетов и неопределенности во внешнеполитическом курсе государства. Это, в свою очередь, может вызывать недоверие и скептицизм со стороны партнеров, которые будут сомневаться в надежности государства как союзника.
Например, государство, развивающее тесные отношения с двумя противоборствующими блоками, может быть вынуждено в определенный момент сделать выбор в пользу одного из них. Это, в свою очередь, может привести к охлаждению отношений с другой стороной, экономическим санкциям, торговым войнам и даже военным конфликтам.
Кроме того, многовекторность может создавать условия для вмешательства во внутренние дела государства со стороны внешних акторов, стремящихся оказывать влияние на его политику и направлять ее в нужное им русло.
Помимо этого, многовекторность может создавать условия для экономической и политической зависимости от ключевых партнеров. Государство, чрезмерно полагающееся на связи с одним или несколькими крупными игроками, рискует оказаться в ситуации, когда любые изменения в их политике или экономике могут негативно сказаться на его положении.
Наконец, многовекторная политика может создавать определенные издержки и внутриполитические сложности для самого государства. Стремление поддерживать баланс между различными внешнеполитическими векторами может порождать разногласия и противоречия внутри политической элиты, общественности и экспертного сообщества.
Танцы с саблями
Возвращаясь же к озвученной позиции государства по саммиту, артикулированной официальным представителем МИД РК, заметим, что дипломатические отговорки в нашем случае скорее были неуместны, в свою очередь породив еще больше вопросов.
Да, дипломатические отговорки это такие изысканные и хитрые способы обхода вопросов, которыми пользуются политики и дипломаты, чтобы сказать «нет», ни слова не говоря. Но это как танцы на лезвии сабли: выглядеть уверенно, не упав с нее, и при этом никого не задеть словами и действиями...