«Уголовка» вместо медали, или Почему закрыли процесс по делу бывшего гендиректора АНПЗ Досмуратова

Курманов Байтас

В Атырау начался судебный процесс, который обещал быть одним из самых громких – здесь начали рассматривать дело бывшего генерального директора АНПЗ Мурата Досмуратова. 

Напомним, Досмуратова на пост гендиректора назначили в 2022 году. Судя по отчетам, которые есть в открытом доступе, за время его работы завод не только достиг рекордных показателей, но и начал реализовывать новые проекты по повышению эффективности производства. Поэтому обвинение бывшего гендиректора Атырауского нефтеперерабатывающего завода в необоснованном расходовании 1,9 млрд тенге многих поставило в тупик. Ulysmedia.kz решил проанализировать трудовой путь подсудимого Досмуратова.

Коллаж Ulysmedia

Рекорды:

  • переработка нефти: 5,2 млн. тонн в 2022 году и 5,5 млн. тонн в 2023 году;
  • бензины: 1,3 млн тонн в 2022 году и 1,7 млн. тонн в 2023 году, из них высокооктановые бензины (АИ 95,98): 150 тыс. тонн в 2022 году и 312 тыс. тонн в 2023 году.
  • дизельное топливо: 1,5 млн тонн в 2022 году и 1,6 млн тонн в 2023 году;
  • авиатопливо: 132 тыс. тонн в 2022 году и 125 тыс. тонн в 2023 году;
  • Сжиженный газ: 126 тыс. тонн в 2022 году и 193 тыс. тонн в 2023 году.

За это время поступления в бюджет увеличились на 70 млрд тенге. В 2023-м АНПЗ выплатил 154 млрд тенге – это на 1,5 млрд больше, чем в 2022-м.

В чем эффект?

Особенность АНПЗ в том, что он фактически состоит из двух заводов: «старого» и «нового», полностью интегрированных друг с другом. «Старую» часть завода, которая действует с 1945 года, последний раз модернизировали в 2006 году. «Новую» строили с 2010-го по 2019-й. На АНПЗ 24 технологических установки – это в 2 раза больше, чем на Шымкентском НПЗ, и в 1,5 раза больше, чем на Павлодарском НПЗ. Завод в технологическом плане стал одним из самых сложных в Европе и СНГ. С учетом неразрывной связи «старой» и «новой» частей, изношенность оборудования «старого» завода стала слабым местом, которое отрицательно влияет на стабильную работу всего АНПЗ.

Известно, что именно Досмуратову принадлежит идея разработки Программы проектов на 2023-2027 годы – речь идёт о проекте «Повышения эффективности АНПЗ» и «Переходе на увеличенный межремонтный период». Как раз за счет их реализации завод мог рассчитывать на увеличение объемов переработки и производства бензинов, дизельного и авиатоплива, а также повышение надежности предприятия. Эту программу приняли в КМГ в 2023 году. В результате объём переработки сырья увеличился на 1,2 млн. тонн (с 5,5 до 6,7 млн. тонн), выработка светлых нефтепродуктов увеличилась на 10% (с 67% до 77%). Но самое главное – появилась возможность ремонт проводить один раз в 3 года, а не останавливаать завод ежегодно.

Справка:

Программа проектов включает:

  • замену и модернизацию оборудования (для перехода на увеличенный межремонтный период);
  • строительство эстакад для приема прямогонной нафты и прямогонного дизеля; строительство резервуаров;
  • модернизацию установки замедленного коксования;
  • модернизацию установки риформинга нафты;
  • строительство установки деасфальтизации;
  • монтаж дополнительных компрессоров и др.

Предварительные инвестиции составляют 250 млрд тенге. В настоящее время идет проектирование и уточнение бюджета.

Кроме того, для повышения надежности электроснабжения при Досмуратове началась работа по проекту строительства газотурбинной электростанции мощностью 154 мВт. Сейчас идут переговоры с частным инвестором.

Под руководством Досмуратова завод начал проект по переходу на 3-летний межремонтный период. Из 365 дней в году ежегодно НПЗ простаивает до 35 дней. Цель проекта – увеличение объемов переработки нефти и производства продукции на 5%.

ЧТО СДЕЛАНО

Технологии:

  • повышена эффективность работы ключевой установки ЭЛОУ АТ-2 для переработки Тенгизской и Кашаганской нефти (проведена реконструкция внутренних устройств установки). Это позволило впервые после модернизации переработать 20 тыс. тонн нефти Кашаганского месторождения в августе 2023 г. с приростом бензина, авиатоплива и дизельного топлива в этот период;
  • в 2023 г. впервые после окончания модернизации (с 2018 года) достигнута проектная загрузка новых установок и проектный показатель глубины переработки (84%). Такие результаты достигнуты в основном за счет стабилизации работы установки каталитического крекинга и пробега на максимальных параметрах;
  • несмотря на глубокую посадку электроэнергии, произошедшую со стороны KEGOC 3 июля прошлого года, завод в рекордно короткие сроки восстановил работу всех технологических установок (менее чем за 3 суток) и не допустил срыва производственного плана;
  • силами завода (без привлечения зарубежных специалистов) старая установка гидроочистки бензина переориентирована в установку по производству авиатоплива.  Благодаря этому, производство авиатоплива увеличено на 25%;
  • инициирован проект по выпуску устойчивого авиационного топлива (SAF) на АНПЗ, который позволит АНПЗ занять нишу в поставках авиатоплива высочайшего экологического класса для авиакомпаний (в т.ч. иностранных) в РК;
  • разработан способ закрытой пропарки с целью снижения запахов во время ремонта.

Экология:

  • реализована инициатива по повторному использованию воды, что позволило снизить потребление свежей воды из реки Урал. Ежедневная экономия воды - 120 тонн;
  • запущен проект по доочистке сточных вод, целью которого является снижение потребления свежей воды в 2 раза;
  • разработаны решения для снижения уровня шума от работы факельной системы;
  • приняты меры для предотвращения испарения углеводородов в атмосферу с аварийных амбаров очистных сооружений.

Развитие персонала:

Дефицит квалифицированных кадров – одна из системных проблем АНПЗ. Досмуратов продвигал инициативы по развитию и удержанию персонала:

  • увеличена заработная плата персонала (в 2022 г. - на 30%, в 2023 г. – еще на 15%);
  • запущена программа «Стажер», направленная на ускоренную подготовку производственных кадров, в рамках которой обучено 60 человек, большая часть которых осталась работать на АНПЗ;
  • организован общественный совет, который проводил обширную работу по разъяснению общественности заводских проблем.

Кто такой Досмуратов

Мурат Досмуратов - кандидат наук и специалист в области нефтепереработки. После окончания Московского института нефтехимической и газовой промышленности имени И.М.Губкина в 1985 году он начал трудовой путь с должности оператора на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе (ШНПЗ). Здесь он дорос до должности главного технолога.

С 2004 по 2006 год трудился главным менеджером и директором департамента нефтехимии в КМГ. С 2010 по 2012 год был главным менеджером Дирекции строящихся предприятий КМГ. С 2012 по 2016-й работал в Kazakhstan Petrochemical Industries.

Это именно Досмуратов заключил контракт на строительство завода KPI по модельной форме EPC-контракта «Серебряная книга» FIDIC. Согласно оценкам, этот контракт позволил сэкономить около 500 млн долларов США по сравнению с предварительной сметой, составленной компаниями Sinopec и CNCEC. За период работы в «КазМунайГазе» и KPI

Досмуратов разрабатывал и защищал проекты, которые впоследствии вошли в Комплексный план развития нефтихимических проектов Казахстана. В открытом доступе есть информация, что такие проекты, как «Полиэтилен», «Бутадиен», «Газо-сепарационные установки» были инициированы Досмуратовым.

Он автор проекта битумного завода CaspiBitum в Актау. В результате исследовательских работ, направленных на анализ сырья и технологий производства битума, был выбран сорт нефти «каражанбас». Эта нефть отличается высоким содержанием битуминозной фракции (50%) и уникальным молекулярным составом. Сейчас завод обеспечивает более 40% потребности страны в битуме.

В 2017 году на ПНХЗ возглавил процесс пуско-наладочных работ установки изомеризации. Специалисты утверждают, что для запуска в эксплуатацию таких установок требуется высокая квалификация; благодаря его усилиям установка без нареканий функционирует до настоящего времени.

Генеральным директором АНПЗ Досмуратов работал всего полтора года.