«Режим Башара Асада прекратил свое существование», – такими сообщениями сейчас заполнены все СМИ. Что предшествовало событиям в Сирии, как они развивались, и кто вмешивался во внутренние дела страны на Ближнем Востоке, разбирался Ulysmedia.kz.
Накануне сирийские оппозиционные группировки вошли в Дамаск и объявили столицу Сирии освобожденной. Правительственные вооруженные отряды выведены, а лидер салафитской военизированной группы «Хайят Тахрир аль-Шам» (ХТШ) Ахмед Аш-Шара призвал беженцев возвращаться в «свободную Сирию». По мнению экспертов, ХТШ является самой сильной повстанческой группировкой в Сирии, и некоторые сирийцы по-прежнему опасаются, что она установит драконовское исламистское правление или спровоцирует репрессии.
Тем временем премьер-министр правительства Башара Асада Мухаммад Гази аль-Джалали сообщил, что мирно передаст власть любому руководству, избранному сирийским народом.
- Сирия может быть нормальной страной, которая строит хорошие отношения со своими соседями и с миром. Это зависит от руководства, выбранного сирийским народом. Мы готовы сотрудничать с новой властью, чтобы предоставить ей все возможности, – заявил Мухаммад Гази аль-Джалали.
Как теперь уже известно, Башар Асад вместе с семьей прибыл в Москву, где ему предоставили политическое убежище. Вообще интересно, что в новейшей истории Россия принимает уже третьего по счету президента-изгоя в своей стране, вслед за Аскаром Акаевым и Виктором Януковичем. На этом фоне примечательно, что ровно 10 лет назад, в 2014 году, с Асадом встречался бывший директор ФСБ РФ Сергей Степашин. По его словам, сирийский лидер тогда заверил, что не будет брать пример с украинского президента.
- Передайте Владимиру Владимировичу Путину, что я не Янукович, я никуда не уеду, – цитировал тогда Степашин слова Асада. Видимо, он не знал русскую поговорку «от тюрьмы и от сумы не зарекайся».
Гражданская война в Сирийской Арабской Республике началась в марте 2011 года, когда на Ближнем Востоке и в Северной Африке прошла серия массовых демонстраций, а затем и народных восстаний, революций и гражданских войн, ставших известными как «Арабская весна». К маю 2012-го эти события привели к свержению правителей четырех арабских государств – Египта, Йемена, Туниса, Ливии. Тогда же началось и восстание в Сирии против президента Башара Асада, также переросшее в кровопролитную гражданскую войну, в которой участвовало множеством военно-политических группировок и мировых держав.
Сирийцы требовали политических реформ, восстановления гражданских прав и прекращения чрезвычайного положения, которое действовало в стране с 1963 года, ограничивало свободу слова и предоставляло правительству широкие полномочия задерживать людей за малейшую угрозу национальной безопасности.
Тогда Башар Асад говорил о готовности к уступкам, но провластные силы жестко подавляли протесты. Беспорядки охватывали все больше городов, в ответ правительство развертывало войска и танки. У мятежных групп была самая разная идеология, но их объединяла общая цель – свергнуть режим Асада.
59-летний Башар Асад возглавлял Сирию последние 24 года, и половину этого периода страна находится в состоянии гражданской войны.
Башар - второй сын военного и политического деятеля Хафеза аль-Асада. Когда мальчику было пять лет, его отец в 1971 году организовал государственный переворот и стал президентом Сирии. Хафез аль-Асад проводил жестокую политику в отношении оппозиции и создал культ личности. Его правление в течение почти 30 лет сопровождалось репрессиями и нарушениями прав человека. В июне 2000 года президент Сирии Хафез аль-Асад умер от сердечного приступа, и уже через месяц его сын Башар аль-Асад стал следующим лидером страны. При этом для его избрания парламенту пришлось изменить конституцию, уменьшив минимальный возраст кандидата в президенты с 40 до 34 лет (именно столько было на тот момент Башару Асаду). С 10 июля 2000 года Башар Асад занимал должность 19-го президента Сирии и был главнокомандующим вооруженными силами и генеральным секретарем правящей арабской социалистической партии БААС. Таким образом, династийное правление Асадов продолжалось 53 года.
В первые годы его правления действительно были ослаблены некоторые правительственные ограничения на свободу слова и печати, освобождены несколько сотен политических заключенных. Башар Асад обещал бороться с коррупцией, модернизировать экономику и внедрять демократизацию, но не по западной, а по «собственной модели».
В этот период началась так называемая «Дамасская весна». Появились публичные политические дискуссионные форумы, начали выходить независимые газеты, где все чаще раздавались призывы к политическим реформам.
На фоне распространения демократических настроений режим Башара Асада сменил курс и вернулся к авторитарным методам. Чтобы подавить прореформаторскую активность, сирийские власти вновь использовали угрозы и аресты.
В 2015 году, когда повстанцы контролировали значительные территории Сирии и режим Асада находился в угрожающем положении, в конфликт вмешалась Россия. Военно-воздушные силы РФ начали бомбардировки Алеппо и других городов, также были развернуты наземные войска. До недавнего времени, помимо регулярных российских войск, и ЧВК «Вагнер» воевала на стороне режима Башара Асада.
Владимир Путин объяснял, что целью операции в Сирии якобы является «стабилизация законных властей и создание условий для политического компромисса».
Военное вмешательство России усилило позиции Асада. К 2017 году был восстановлен контроль правительства над большинством крупных городов, а остальные повстанцы ограничились отдельными частями территории.
Как мы писали выше, в войне в Сирии участвуют военизированные группировки разных направлений, которые поддерживают США, Турция, Катар и Иран. Правда, теперь, как представляется, роль Ирана будет сведена на нет.
Заметим, до конца 2012 года в столкновениях участвовали лишь сирийцы, и постепенно конфликт разросся до регионального, а с вступлением Ирана, США России и Турции – в международный.
Как замечают эксперты, Гражданская война в Сирии имеет свои особенности. Повстанцев, среди прочих, поддерживали Турция, Саудовская Аравия, ОАЭ, «Аль-Каида» и «Исламское государство». Также правительство Асада получало поддержку от России, Ирана и «Хезболлы».
Когда «Исламское государство» стало в 2014 году доминирующей силой в регионе, в конфликт вмешалась международная коалиция во главе с США. Она боролась с боевиками ИГ, но не противостояла напрямую режиму Асада. В частности, Сирийские демократические силы, состоящие из курдских бойцов, при поддержке США разбили «Исламское государство» на территории страны.
К 2020 году, во многом благодаря российской помощи, Асад восстановил контроль над 70% территории Сирии.
Тогда же гражданская война в Сирии почти исчезла из мировых новостей – отчасти из-за других событий на Ближнем Востоке и за его пределами, но конфликт так и не был разрешен.
Как подчёркивают обозреватели-международники, и также об этом заявил премьер Израиля Нетаньяху, триггером к свержению Асада послужило то, что Иран и его союзники из ливанской «Хезболлы» оказались под ударами Израиля и лишились возможности помогать сирийскому правительству в прежнем объеме.
Боевики «Хезболлы» понесли значительные потери в результате израильского наступления в Ливане. Израиль также нанес удары по иранским командирам в Сирии.
Новую коалицию повстанцев возглавляет «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ), или «Организация освобождения Леванта», основанная в 2011 году. Изначально она называлась «Джабхат ан-Нусра» и была региональным ответвлением «Аль-Каиды», а одним из основателей группировки стал Абу Бакр аль-Багдади – впоследствии руководитель так называемого «Исламского государства».
Вторая крупнейшая сила – это Сирийская национальная армия (СНА), которая в последнее время сражалась в основном против курдских отрядов на севере страны. Сирийская национальная армия получает поддержку от Турции, в ее состав входят группировки, ранее воевавшие в составе антиправительственной Сирийской свободной армии (ССА). При этом турецкие СМИ подчеркивают, что Сирийская национальная армия борется с «курдскими террористическими группами».
Турция поддерживает Сирию по нескольким ключевым мотивам:
- Анкара стремится предотвратить укрепление курдских сил, связанных с Рабочей партией Курдистана (РПК), которые она считает террористическими. Это включает создание буферной зоны вдоль границы для защиты от возможных угроз.
- Поддержка Сирии позволяет Турции укрепить свои позиции в регионе и участвовать в формировании будущего страны после конфликта, что повышает её роль на международной арене.
Между тем 11 ноября в Астане прошёл 22-й раунд переговоров по Сирии. Напомним, переговоры по межсирийскому урегулированию проходят в столице Казахстана с января 2017 года.
В переговорах, получивших название «Астанинский формат», участвуют Россия, Иран и Турция как страны-гаранты, а также представители сирийского правительства и оппозиции. Наблюдателями выступают ООН, США, Иордания, Ирак и Ливан. Предполагалось, что эти страны должны были повлиять на процесс, создавая механизмы контроля за прекращением огня, обсуждая гуманитарные вопросы и поддерживая территориальную целостность Сирии.
Но, как видим, сейчас, с радикальным изменением политического расклада сил в самой Сирии эти нарративы могут оказаться под большим вопросом в силу их принятия или непринятия победившей стороной в арабской стране.
Западные страны пока дежурно отреагировали на сирийские события. Официально США, Германия, Франция и Великобритания выпустили в воскресенье общее заявление, призывая к деэскалации конфликта.
Однако, американская администрация внимательно следит за развитием ситуации в Сирии и поддерживает контакты с региональными партнерами, сообщил представитель Совета национальной безопасности Белого дома Шон Саветт.
- Путин не может защитить Асада в Сирии, потому что Россия увязла в Украине и потеряла там более 600 тысяч солдат, – написал Дональд Трамп в соцсети Truth.
- Соединенные Штаты продолжат сохранять свое присутствие на востоке Сирии и примут необходимые меры для предотвращения возрождения «Исламского государства, – заявил заместитель помощника министра обороны США по Ближнему Востоку Дэниел Шапиро на конференции по безопасности «Диалог Манамы» в столице Бахрейна в воскресенье.
На фоне этих заявлений пока отмалчивается российский президент Владимир Путин. Хотя ровно 7 лет назад, в декабре 2017 года, прилетев в Сирию, он заявил, что «если террористы вновь поднимут голову, армия РФ с баз в Тартусе и Хмеймиме нанесёт им такие удары, которых они пока не видели».
Отметим, в эти дни армия РФ эвакуируется с военно-морской базы Тартуса и авиабазы в Хмеймиме, и оставляет своего союзника.
Как пишут СМИ, война в Сирии привела к гуманитарному кризису небывалого масштаба. Почти полмиллиона человек погибли, более половины населения – более 12 миллионов (данные ООН) – вынужденно покинули свои дома. Среди них 6,6 млн уехали из Сирии, другие 6 млн нашли временное убежище внутри страны. Целое поколение детей родилось в изгнании. Большая часть беженцев осталась в соседних Турции, Ливане, Иордании и Ираке. Около миллиона человек уехали в Европу – это самый массовый исход беженцев со времен Второй мировой войны.
До войны, по некоторым оценкам, 5% сирийцев владели половиной национального богатства. Сейчас более 90% живут за чертой бедности. Разрушены целые города, экономика, подорванная 13-ю годами войны, лежит в руинах.
Война оставила след и на межэтнических и конфессиональных отношениях, усилились трения между суннитским большинством и алавитским меньшинством, курдами и арабами, суннитами и христианами. Заметим, изгнанный Башар Асад по вероисповеданию мусульманин-алавит.
По наблюдениям экспертов, к каким именно последствиям приведет новый виток гражданской войны в Сирии, пока неясно. Единственное, что можно сказать с уверенностью, что сама Сирия, и без того находящаяся в плачевном состоянии после многолетней гражданской войны, ослабнет еще сильнее.
Возможно, Турции удастся расширить свое влияние на севере Сирии. Она и без того является одним из главных игроков в регионе, контролируя приграничные территории — как при помощи регулярной армии, так и поддерживаемых Стамбулом ополченцев.
Возможно, «Исламское государство» – контролирующее несколько районов в центральной Сирии – воспользуется ситуацией. Хотя группировка еще не комментировала наступление повстанцев, некоторые ее сторонники выразили надежду в соцсетях, что ИГ сможет захватить новые территории.
В любом случае можно констатировать, что бегство Башара Асада из Сирии привело к еще большей политической нестабильности: временное правительство, возглавляемое премьер-министром Мухаммадом Гази аль-Джалали, готово сложить полномочия, что может вызвать борьбу за власть среди различных группировок.
Также, с некоторой долей вероятности можно предположить, что сирийские курды, подвергавшиеся гонениям при обоих Асадах, могут потребовать создания своего государства на арабской земле, или же, как минимум, образования автономии с широкими полномочиями. Правда, этому воспрепятствует Турция, что не только не заморозит конфликт, но и может привести к его дальнейшей эскалации. Это, не принимая во внимание, что пока неясно, к кому перейдёт власть в государстве, ведь каждая группировка считает, что это именно ее силами произошло свержение режима Асада. И, как представляется, эти противоречия еще долго будут подпитывать нестабильность как в самой Сирии, так и во всем ближневосточном регионе.