Тихая оптимизация: почему Кабмин Казахстана передумал финансировать Нацпроект по сельской медицине

Курманов Байтас

Под конец 2024-го финансового года правительство неожиданно исключило из бюджета расходы на материально-техническое оснащение сельских больниц, передает Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia.kz / ИИ

Детали

То есть весь 2024 год такой пункт расходов при распределении целевых текущих трансфертов в регионы был, а при корректировке бюджета, вступившей в силу 13 декабря, он исчез. Причем исчез только один пункт из 18, на которые из республиканского бюджета перечисляет деньги на различные социальные и не только цели.

К примеру, статья на «возмещение части затрат субъектов предпринимательства по строительству объектов придорожного сервиса» не исключена. Вряд ли придорожный сервис правительству важнее сельских больниц, потому что расходы на капремонт объектов здравоохранения в рамках пилотного национального проекта «Модернизация сельского здравоохранения» остались. Но мало построить и отремонтировать – надо еще и оснастить, в том и была суть нацпроекта. Возможно, расходы на оснащение исключили под конец финансового года, потому что нечего было оснащать – все объекты в процессе строительства. И чтобы не возникло бюджетного нарушения на ровном месте, его предупредили. Ulysmedia.kz решил разобраться. 

Большая национальная стройка

Заглянем в сам Нацпроект, утвержденный постановлением правительства № 962 от 30 ноября 2022 года в рамках поручений президента. Рассчитанный на реализацию в 2023-2025 годах, пилотный Национальный проект «Модернизация сельского здравоохранения» предусматривает расходы в размере 217,7 млрд тенге за счет республиканского бюджета и частных инвестиций.

Деньги в масштабах страны не такие уж и гигантские, зато цели очень полезные: обеспечение 100 % сельских населенных пунктов медицинской помощью, создание более 1,1 тысячи постоянных рабочих мест – как раз для медработников.

По состоянию на конец 2022 года, когда писали нацпроект, в селах проживали 41% или более 7,8 млн жителей. При этом в 228 из них вообще не было собственных зданий медобъектов, а изношенность инфраструктуры превышала 50 %.

   - Имеющиеся районные больницы не в полной мере могут оказывать экстренную медицинскую помощь при инфарктах, инсультах, травмах и других состояниях с соблюдением принципа «золотой час», а также предоставлять специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь без необходимости посещения крупных городов, - сказано в документе.

За время реализации Нацпроекта в крупных и средних селах должны были построить 655 объектов первичной медико-санитарной помощи, а в малонаселенных – 235 фельдшерско-акушерских пунктов и 160 врачебных амбулаторий.

   - При этом данные объекты будут оснащены современным оборудованием в соответствии со стандартами, не ниже установленных. 20 действующих центральных районных больниц будут преобразованы в многопрофильные и модернизированы путем проведения капитального ремонта, реконструкции зданий, строительства пристроек для открытия соответствующих отделений, оснащения медицинским оборудованием (КТ, МРТ, ангиографы, аппараты УЗИ экспертного класса, оборудование для отделений реанимации, операционной и др.), - указано в Нацпроекте.

Что вообще-то логично с учетом обозначенных проблем и заявленных целей, но противоречит последним поправкам в бюджет 2024 года.

Кстати, в 2025 году медицинское оснащение модернизированных сельских больниц в статьях расходов есть. Пока есть.

Почти все строительные работы по Нацпроекту должны были завершиться в 2024 году, а в 2025-м как раз и было запланировано оснащение медобъектов оборудованием. И в документе перечислены эти районные больницы:

  • область Абай: Районная больница Урджарского района;
  • Костанайская область: Житикаринская районная больница, Аркалыкская региональная больница;
  • Жамбылская область: Меркенская центральная районная больница, Шуская городская больница, Таласская центральная районная больница;
  • Актюбинская область: Хромтауская районная больница, Мугалжарская районная больница, Шалкарская районная больница;
  • Карагандинская область: Центральная больница города Балхаша, Центральная больница города Темиртау;
  • Область Ұлытау: Центральная районная больница Жанааркинского района;
  • Мангистауская область: Бейнеуская центральная районная больница;
  • Атырауская область: Курмангазийская районная больница;
  • Туркестанская область: Сайрамская центральная районная больница, Сарыагашская центральная районная больница, Жетысайская центральная районная больница, Ордабасинская центральная районная больница Туркестанской области;
  • Западно-Казахстанская область: Казталовская районная больница, Бурлинская центральная районная больница.

«Қазақстан халқына» в деле?

Нацпроект никто не отменял, финансирование оснащения модернизированных и вновь построенных медицинских учреждений – тоже. Но расходы на эти цели из бюджета на завершающийся год исключены. Если и не планировали тратить, как указано в самом нацпроекте, зачем включали? Еще один кейс в копилку проблем с бюджетным планированием.

Модернизированные больницы в Казахстане все-таки оснащали в уходящем году. Так совпало, что, когда правительство внесло правки в бюджет 2024-2026 в ноябре, и проект закона уже публично обсуждали на портале открытых НПА, в Службе центральных коммуникаций о развитии Карагандинской области отчитывался аким Ермаганбет Булекпаев. И он рассказал, что после модернизации две больницы в Темиртау и Балхаше стали межрайонными. Они, кстати, есть в списке Нацпроекта. Также, со слов акима Булекпаева, существенную помощь в модернизации медицинской инфраструктуры оказывает фонд «Қазақстан халқына».

   - Благодаря его финансированию в лечебные учреждения региона поступило современное оборудование для диагностики и лечения в таких областях, как пульмонология, комбустиология и кардиология, - прозвучало в СЦК про развитие медицины в Карагандинской области.

Отметим, что в самом Нацпроекте нет ни слова про расходы на сельское здравоохранение из средств «Қазақстан халқына». Чтобы выяснить, что происходит, и за чей счет в итоге закончат Нацпроект «Модернизация сельского здравоохранения», был направлен официальный запрос в Минздрав.

В рамках реализации послания главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2022 года «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» в целях повышения уровня оказания медицинской помощи сельскому населению постановлением Правительства от 30 ноября 2022 года № 962 утвержден пилотный национальный проект «Модернизация сельского здравоохранения». Основной целью Национального проекта является повышение уровня оказания медицинской помощи сельскому населению. В рамках Национального проекта запланировано строительство 655 объектов. В 2023 году завершено строительство 99 объектов (Атырауская – 3, Актюбинская – 8, ВКО – 18, Жамбылская – 10, ЗКО – 12, Кызылординская – 15, СКО – 8, Костанайская – 6, Карагандинская области – 14 и область Ұлытау – 5).

Вместе с тем, в 2024 году запланировано строительство 556 объектов, из них: по 47 объектам завершено строительство; по 506 объектам ведутся строительно-монтажные работы; по 3 объектам не начаты строительно-монтажные работы. При этом данные объекты оснащаются современным оборудованием в соответствии со стандартами не ниже установленных, а также используется единая концепция дизайна фасада. Финансирование мероприятий Национального проекта предусмотрено за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также за счет частных инвестиций. Финансирование за счет средств фонда «Қазақстан халқына» не предусматривается, - написал директор департамента инвестиционной политики Минздрава Самат Рамазанов.

То есть министерство здравоохранения отрицает использование денег «Қазақстан халқына» для реализации Нацпроекта, а аким Карагандинской области сказал, что именно этот фонд и помогает с оснащением больниц. Возможно, и в других регионах та же история. Почему? Бюджет не дал денег, а частных инвесторов не нашлось?

Планирование, которого нет

Известный политолог Данияр Ашимбаев часто обращает внимание на проблемы с планированием, которые в итоге превращаются в бесконечное переписывание одних и тех же документов по нескольку раз.

- Планировать у нас не умеют от слова «совсем». Во-первых, и планы стали красивыми декларациями о намерениях. Во-вторых, и система корректировок даже того, что принимается, наработана как часы. Не успеют принять какой-нибудь план или концепцию, сразу начинают их корректировать и менять. Поэтому что планировали и что собираются сделать реально – две большие разницы. Как правило, последний вариант плана или проекта представляет собой фиксированный объем того, что было сделано фактически без какой-либо отчетности о выполненных работах. Наверняка такие отчеты существуют, но они нигде не публикуются. В-третьих, наш бюджет под завязку набит расходами, за последние годы они выросли вдвое, доходы за ними не поспевают. Государство одновременно увеличило свои социальные обязательства, расходы на здравоохранение, индексацию зарплат, пенсий. А по факту у страны есть и никуда не делись инфраструктурные обязательства, микрокредитование МСБ, строительство. Расходов много - денег нет, - говорит эксперт.

В кабмине так не считают. Правительство же открыто не признает наличие бюджетного кризиса, даже с учетом того, что в 2024 году из Нацфонда «съели» больше запланированного...

- Качество экономической политики, как и планирования, очень низкое. В 2024 году к общим проблемам добавился недобор по налогам, что свидетельствует о несоответствии реальности спрогнозированная правительством деловая активность. Экономический рост, возможно, и есть, но он профита бюджету не дает.

Поскольку действительно мы видим отрицание бюджетного кризиса, разные министры в силу своих способностей пытаются что-то урезать в своих отраслях, делая очень странные маневры. За последнее время уже Минздрав озвучил идею оптимизации расходов здравоохранения, Минтруда высказалось по поводу работающих пенсионеров, Минфин – по поводу премий госслужащим. И поскольку любые лобовые заявления, как мы убедились, вызывают отторжение в обществе, оптимизация потихоньку идет явочным путем.

Понятно, что правительству приходится что-то резать, и прежде всего социальные программы в силу того, что и основные расходы бюджета как раз социальные. Инфляция, износ инфраструктуры, беспрецедентные паводки 2024-го тоже сильно подкосили и бюджет, и крупный бизнес, который в том числе тратил свои деньги на восстановление пострадавшей инфраструктуры.

Вопрос сокращения расходов на социалку очень болезненный, но хотелось бы честного разбора. Сказали бы: «Мы вам наобещали, но не рассчитали экономический рост». Этого никто, конечно же, не сделает, поэтому какие-то расходы оптимизируются публично, какие-то тихо через поправки в документы. А в общем получается картина, что государство не в состоянии выполнить все те обязательства, которые героически на себя навешало. И по Нацпроектам, и по текущим госпрограммам.

К тому же действуют законы экономики. Вложив огромные суммы в социальную сферу, автоматически разогнали инфляцию. Когда докладывают об экономическом росте и о росте доходов населения, как правило говорят о номинальных доходах. Если возьмем реальные, то их рост 0-1%. Надбавки съедаются инфляцией, которая подогревается, в том числе, раскачиванием социальных платежей.

Данияр Ашимбаев считает, что правительство наобещало больше, чем могло сделать. Это и стало причиной тихой оптимизации и исключением из бюджета статьи по оснащению сельских больниц.