Невидимая экономия: почему казахстанцы не чувствуют сокращения расходов чиновников

Анна Величко
Ulysmedia.kz

Как мантру министры совещание за совещанием повторяют одно и то же: работа над сокращением бюджетных расходов ведется, эффективность государственных трат повышается. Вот только казахстанцы этого не видят ни в реальной жизни, ни даже в утвержденных бюджетах. Что это за невидимая экономия – Ulysmedia.kz выяснял в министерстве национальной экономики.

Каждая копейка на счету

Не то чтобы мы сомневались в твердом намерении казахстанских чиновников жить по средствам, но факты очевидны: из года в год траты бюджета только растут. В 2024 году они составили 23,6 трлн тенге, в 2025 планируется уложиться в 25,8 трлн, а на 2026 год план – 27,7 трлн тенге.

И, кажется, что работа по сокращению трат если и не провалена, то не дала задуманных результатов.

Однако, как заверили нас в МНЭ, рост расходов бюджета – это не более чем годовая поправка на инфляцию, при этом экономия есть. В 2025 году был проведен аудит, который показал, что некоторые госорганы могут «ужаться» на 558,4 млрд тенге. Эти деньги тут же перераспределили на другие траты.

Их служба и опасна и трудна

Как рассказал вице-министр национальной экономики РК Азамат Амрин в официальном ответе на запрос Ulysmedia, в Кабмине создана целая опергруппа, которая ведет работу по четырем направлениям: дебюрократизация государственного аппарата, либерализация экономики, цифровизация государственного управления, оптимизация и повышение эффективности государственных расходов.

- Главным посылом работы по оптимизации бюджета является стимулирование экономического роста за счет увеличения бюджета развития и направление государственных расходов на проекты, приносящие стабильный и долгосрочный экономический эффект. Также ставится задача отойти от линейного сокращения расходов, выявить проблемы и возможности совершенствования отраслевых нормативных-правовых актов, применяемых в бюджетном процессе, - объяснил он.

Правда, кто конкретно вошел в эту опергруппу в миннацэкономики почему-то не рассказали. Либо стесняются, либо не хотят раскрывать имена тех, от кого зависит судьба целых министерств.

Субсидии могут отменить?

Как рассказал Азамат Амрин, опергруппа сейчас занята  анализом существующих субсидий и механизмов возмещения затрат на предмет их эффективности.

- В целом, итоги этой работы позволят дополнительно обеспечить необходимый объем капитальных расходов для финансирования развития инфраструктуры и поддержки реального сектора экономики, - уверен Азамат Амрин.

Кроме того, он напомнил, что в целях оптимизации бюджетных, с сентября 2025 года казахстанским госорганом запрещено самостоятельно распоряжаться сэкономленными средствами по отдельным расходам.

-  Высвободившиеся средства будут оптимизированы с переориентированием на стимулирование экономического роста и другие приоритетные направления, - сказал нам Азамат Амрин.

Невидимый рост

Если внимательно присмотреться к официальному ответу МНЭ, становится очевидно, что «экономический рост стал фактически главной задачей ведомства.

Вместе с тем, казахстанские экономисты не единожды критиковали правительство за чрезмерное вмешательство в экономику.

Доктор экономических наук Берлин Иришев отмечает:  нельзя одновременно и сдерживать инфляцию, повышая базовую ставку, и стимулировать экономический рост, вливая деньги в экономику.

- С одной стороны, государство повышает налоги, чтобы пополнить бюджет. С другой — накачивает экономику деньгами через госфинансирование, создавая иллюзию роста, - говорит он.

Солидарен с этой точкой зрения и экономист Мурат Темирханов.

Он уже давно говорит о том, что главной целью структурных и экономических реформ должен быть рост благосостояния населения за счет создания развитой, высокопроизводительной и эффективной рыночной экономики.

А этого просто невозможно достичь, просто вливая деньги в экономику через квазигосударственные институты развития. Между тем, как бы стараясь доказать всем экономистам их неправоту, казахстанские власти решили вложить еще 2,6 трлн тенге в 14 проектов через Банк развития Казахстана.

- Когда власти начнут критически подходить к анализу своих госполитик за последние 20 лет, чтобы не тратить государственные средства впустую?! Сколько мы уже видели таких «прорывных» проектов, профинансированных государством, а диверсификации экспорта из Казахстана (уход от сырьевой зависимости) как не было, так и нет, - возмущен Темирханов 

Ответить ему некому и нечего.

Между тем, по мнению многих экономистов и даже Нацбанка, основным фактором двузначной инфляции в сентябре 2025 года косвенно стали именно государственные деньги – в модернизацию ЖКХ вложено 13 трлн тенге, монополисты практически моментально решили отбить эти инвестиции через тарифы. Как итог – коммуналка подорожала кратно, потянув за собой и все остальное. И, хотя правительство за собой вины с лучившемся не чувствует, не пора ли немного замедлиться, все еще раз посчитать и обсудить дальнейшее развитие страны с независимыми экспертами?