Никому ни слова: встреча премьера с журналистами прошла под грифом секретно

Ulysmedia

Журналистов пригласили на неформальную встречу с премьером, но почему-то те, кому достался счастливый билет, о контакте с первым лицом правительства говорили без особого восторга. Руководитель информационного-аналитического сайта Ulysmedia.kz Самал Ибраева объяснила, что рассчитывала на откровенность, а попала на закрытое мероприятие, где позаботились о том, чтобы кругозор расширили только представители СМИ, а не читатели и зрители сайтов, газет и телеканалов.

Коллаж Ulysmedia.kz

Организаторы предупредили, что в зале нельзя включать диктофон, а после того, как встреча завершится, ни в коем случае не публиковать материалы об услышанном, формат обозначили как Chatham house rule и Off the record.

Политолог Шалкар Нурсеитов был несколько удивлён закрытостью приёма, так как, по его мнению, приглашенных нужно было предупредить о формате, а они уже сами бы решили – нужна им такая встреча под грифом секретно или нет.

“Мне очень интересно понять, что они и зачем сделали. Возможно, это казахстанское ноу-хау. Почему организаторы объединили эти два формата? Может быть, просто не изучили специфику”, – задаётся вопросами Нурсеитов.

Политолог заметил, что Chatham house rule обычно используют госструктуры, исследовательские центры и коммерческие организации, когда пытаются объединиться и обсудить ту или иную проблему. А чтобы участники чувствовали себя комфортно и были откровенны, их заранее предупреждают, что рассказывать и публиковать услышанное нельзя.

“Off the record – это, как правило, двусторонняя встреча политиков и журналистов. О ней вообще никто, кроме участников, не должен знать”, – объясняет смысл формата политолог.

Он делает вывод, что встреча была организована только для того, чтобы показать, насколько открыт для прессы премьер Смаилов.

“Если бы она была в классическом понимании формата off the record, мы бы не увидели фотографии в ФБ, и даже не узнали бы, что она состоялась. А это что-то вроде мероприятия, проведённого для формирования имиджа. В любом случае выглядело это странно”.

У публики, которая была в курсе об этом закрытом мероприятии, создается впечатление, что премьер-министр не уверен в себе, некомпетентен в тех или иных вопросах. Почему-то команда, отвечающая за коммуникации главы правительства, эти моменты не учла.

“Казахстанцам важно, чтобы сейчас премьер-министр и его пресс-секретарь были предельно открыты и регулярно проводили в прямом эфире брифинги. Граждан интересуют конкретные вопросы, касающиеся январских событий, войны на Украине, экономических трудностей, бедности, подорожания продовольствия, девальвации и инфляции. То, что произошло, можно назвать побегом от действительности”, – убеждён Шалкар Нурсеитов.

Журналист Абай Сейфулла заметил, что премьер Смаилов обычно не дает интервью, месяцами задерживает ответы на официальные вопросы. На этой закрытой встрече он оказался близко, но был, как, впрочем, всегда, очень далеко.

“А у народа есть тысячи вопросов к правительству, надежды, подозрения. Поэтому гораздо полезнее было бы не собирать закрытые встречи, а проводить пресс-конференции, участвовать в телеэфирах и не скупиться на интервью”.

Руководитель информационного-аналитического сайта Ulysmedia.kz Самал Ибраева говорит, что несколько разочарована, так как социально-экономическая ситуация порождает массу вопросов, на которые ответы можно получить только у чиновников высшего ранга. А после этой встречи она ничего не сможет передать своей аудитории.

“Это ни в коем случае не должно стать правилом. Премьер, министры, акимы – это люди, которые отвечают за то, чтобы страна жила спокойно и не бедно. Мы не должны бегать за ними и выпрашивать комментарии. То, что происходит – это нонсенс”.

Журналист Радио Азаттык Нургуль Тапаева тоже говорит, что от встречи с премьером ожидала большего.

“Не могу сказать, что Алихан Смаилов свободно обменивался мнениями в неформальном формате. Если бы не январский инцидент, в котором погибли, по крайней мере, 230 человек, возможно, и такой бы встречи не было”.

Главный редактор газеты «Айкын» Амангельды Курмет обратил внимание, что вопросов Алихану Смаилову накопилось множество, на встрече, которая длилась три часа, прозвучали сотни. И очень грустно, что с ответами на них он не смог познакомить своих читателей.

Автор: Молдир Бакыт