Повышать или снижать налоговую нагрузку в Казахстане, ответили эксперты

Тимур Ниталиев

Эксперты Казахстанского института экономических исследований сообщили, что в Казахстане имеется реальный потенциал возможного поэтапного увеличения фискального бремени на 6–7% от ВВП, передает Ulysmedia.kz.

Shutterstock

Экономические расчеты показали, что на протяжении 10 лет сформировался тренд к понижению максимума от налогов.

«А фактическая налоговая нагрузка к 2019 году составила только 17,6%, то есть находилась намного ниже предельного порога налоговой нагрузки – 30,2%, после достижения, которой экономический рост в Казахстане может начать замедляться. Как видно, с 2010 по 2019 годы в экономике Казахстана фактическая налоговая нагрузка была значительно ниже. Формально кажется, что имеется потенциал повышения налоговой нагрузки в Казахстане в пределах 12,6%, который не повлиял бы на рост ВВП и налоговые доходы бюджета», - говорится в публикации.

Также расчеты свидетельствуют о невысокой степени свобод и ограничениях манипулирования налоговыми ставками.

«Итоговые расчеты показали, что в Казахстане все же имеется реальный потенциал возможного поэтапного увеличения фискального бремени на 6–7% от ВВП в течение 10 лет от уровня 2019 года, без негативного эффекта на рост ВВП и собираемость налогов», - сообщили эксперты.

Это могло бы осуществляться за счет:

- повышения ставки бюджетообразующего налога (например НДС);

- расширения налоговой базы (вывод компаний из тени);

- сокращения различного вида льгот и субсидий;

- улучшения налогового администрирования.

 Отметим, ранее экономический эксперт рассказал, что избежать повышения налогов скорее всего не удастся.

По его словам, НДС – справедливый налог на потребление. Чем больше потребляешь, тем больше платишь НДС в бюджет.

– Человек не может потребить больше, чем может. За определённым порогом начинаются накопления, депозиты и прочее, а там НДС нет. Таким образом, до какой-то степени богатые несут повышенную нагрузку, к примеру, купил Роллс-Ройс и отдал 100,000 долларов НДС в бюджет, но потом уже нет. Или возьмём акцизы на алкоголь и сигареты. Это налог прежде всего на простой народ. И очень опасный налог, поскольку его бездумное повышение приводит только к уклонению от налогов и контрабанде. В литре водки простой и французском коньяке один и тот же акциз несколько сотен тенге, и бьёт он естественно больше по простому потребителю, – подчеркнул Чукин.

Так, подводя итог, экономист подчеркнул, что избежать повышения подоходного налога скорее всего не удастся, но и тут очень важна мера, иначе можно просто породить «конверты» и уход от налогов.

Помимо этого, он подчеркнул, что снижение неэффективных расходов, это, по сути, повышение доходов. Когда видишь строительство ненужной ЛРТ за триллион тенге, как-то пропадает желание платить налоги. Или наше сельское хозяйство, которое практически освобождено от налогов, (оно платит более 200 млрд тенге, а получает субсидии на 700) и не показывает больших успехов.

– Налоги нужны на содержание и развитие государства и общества, но с ними надо как можно меньше играть в экономические игры, помня, что у палки два конца, – добавил Чукин.

Напомним, ранее глава министерства национальной экономики Алибек Куантыров прокомментировал возможное повышение ставки НДС с 12 до 16 процентов.