На обсуждении в мажилисе проекта налогового кодекса некоторых депутатов сильно озаботили планы правительства обложить налогом систему здравоохранения. Ulysmedia.kz разбирался, что не так с попыткой депутатов заступится за медицину.
Активное сопротивление планам правительства ввести НДС на лекарства и КПН для клиник началось еще в прошлом году, когда сами планы были озвучены впервые. Частная медицина страны, подтянув тяжелую артиллерию в лице палаты предпринимателей и некоторых депутатов бросилась в атаку. Эксперты всех мастей на пальцах объясняли, что ждет страну, если допустить введение налогов на рынке здравоохранения. Как минимум рост цен, как максимум чуть ли не вымирание нации от болезней. Битва за здоровье казахстанцев продолжилась и на обсуждении проекта налогового кодекса, поскольку правительство выстояло в информационных войнах и от планов не отказалось, разве что слегка их подкорректировав.
Согласно докладу вице-премьера Серика Жумангарина НДС не коснется только тех лекарственных препаратов и медизделий, которые попадут в специальный список правительства. А корпоративный подоходный налог буден введен на платные медицинские услуги за исключением социально-значимых заболеваний, например, онкологии. И аргументы депутатов в пользу отказа от любой дополнительной нагрузки на медицину не впечатляют.
Так депутат Асхат Аймагамбетов указал Жумангарину, что одномоментное введение НДС на лекарства и КПН на медуслуги увеличит финансовую нагрузку на население на 20%, поскольку приведет к неизбежному удорожанию медуслуг. Однако вице-премьер и министр нацэкономики напомнил депутату, что с производством лекарств в Казахстане дела так себе, и, несмотря на преференции, цены на лекарства растут, поэтому вопрос, на кого в первую очередь работают льготы, актуальный.
Ситуацию вы знаете, сейчас 85% лекарств - зарубежный импорт. Поэтому цены мы не можем удерживать. И они закладывают в стоимость маркетинг и рекламу, точную цифру не назову сейчас, но минимум 30% добавляют. Получается, что мы льготы отдаем импортерам и посредникам. Поэтому мы совместно с министерством здравоохранения составим список социальных лекарств, по которым налогов не будет, по другим они будут, - отрезал Жумангарин.
Более активно на защиту системы здравоохранения встала депутат Гульдара Нурумова. Она описала катастрофическое положение казахстанской медицины, которое только усугубится введением корпоративного налога. Правда не особо убедительно. По ее мнению, и без того перегруженные врачи начнут путаться относятся ли их услуги к услугам с НДС или нет, и, как результат, больным придется месяцами ждать правильного диагноза. Также она допускает, что врачи станут, на всякий случай ставить подозрение на онкологию, или инфекцию, или другое социально значимое заболевание, чтобы не платить НДС. Что опять-таки чревато для пациентов. Ну и в итоге введения КПН клиники начнут банкротиться, появятся монополисты с задранными ценами, народ сделает выбор в пользу знахарей, со всеми вытекающими, начнется рост социального напряжения. Хотя, если быть честными, и без всяких налогов положение медицины ниже плинтуса.
В настоящее время здравоохранение испытывает определённые финансовые трудности в результате хронического недофинансирования, несостоятельности ОСМС, кредиторской задолженности, задержки финансирования от 3 до 5 месяцев, несовершенства цифровизации дополнительных расходов на страхование профессиональной ответственности медработников, низких тарифов. Например, медицинские услуги начинаются от 500 тенге, консультация - 3-5 тысяч тенге, очень низкие тарифы и много других проблем. И введение КПН только усугубит положение здравоохранения и доступность медицинских услуг для населения, - сказала Нурумова.
Однако ее тезисы скорее относятся к государственным клиникам, и состояние дел в бесплатной медицине как раз должно заботить депутатов больше, чем налог на платные медуслуги. И еще им ответить бы на вопрос: почему казахстанцы выбирают платные, а не бесплатные медуслуги и ОСМС не работает. Тем более, как отметила сама Нурумова, «карманные расходы казахстанцев на оплату услуг здравоохранения на протяжении последних 5 лет составляют более 30%, что превышает критическую отметку в 20%, определённую ВОЗ как фактор финансовой незащищённости населения, приводящий к бедности и социальной уязвимости в развитых странах».
Цель освобождения от налогов, как правило, это некий общественный договор между государством и бизнесом. Государство дает льготы, а социально ответственный бизнес расширяется и делает товары и услуги доступными для населения. Казахстанский медицинский бизнес пользуется льготами с незапамятных времен и о его уровне социальной ответственности и эффективности этих льгот могут сказать данные агентства по статистике. С 2000 по 2024 годы цены на медицинские услуги выросли почти на 200%, при этом только за последние пять лет, рост составил 54%.