Военнослужащая по контракту рядовая Ельчибаева рассказала о домогательствах и издевательствах со стороны офицеров, передаёт Ulysmedia.kz.
Как рассказала Ельчибаева фонду “Не молчи KZ”, она была призвана в военную службу в войсковую часть Капчагая посёлка Шенгельды с 13 декабря 2019 года. Срок первоначального контракта составлял 3 года, но девушку уволили раньше положенного срока 3 мая 2022 года, так как она не прошла аттестацию.
При этом Ельчибаева неоднократно отмечалась в лучшую сторону за добросовестное несение службы. По её словам, служить ей не дало командование батальона в лице уже бывшего командира 1 батальона майора Ертая Кошанова, “при молчаливом равнодушии командования войсковой части”.
С самого начала своей службы в войсковой части Ельчибаева подверглась преследованию и домогательствам со стороны Кошанова.
“У него есть семья, но это не останавливало майора. Мои отказы он воспринимал крайне негативно, подвергал меня за это оскорблениям и издевательствам над моим достоинством. Подчинённые ему офицеры старались делать вид, что не замечают бесчинства, производимые Кошановым. А командование войсковой части в лице подполковника Байжана и его заместителя по политчасти Талгата Жаксыбаева закрывали глаза и не принимали никаких мер по перевоспитанию, более того, сами делали мне недвусмысленные намёки”, – рассказала она.
Неоднократные просьбы Ельчибаевой к руководству войсковой части оградить её от преследования со стороны Кошанова не воспринимались, и в отношении командира батальона никаких мер не принималось. На свои просьбы военнослужащая в ответ получала отказ с аргументацией:
“Ты красивая девушка, в твою личную жизнь мы не лезем, я тебе не брат, сват, не твой апостол, командиров не выбирают, никто тебя в армию за руку не тащил”.
В результате прошедшего периода, на фоне постоянного давления, публичного издевательства и стрессов у Ельчибаевой развился псориаз и гастрит (эрозивный).
“Госпитализация в военном госпитале дала только маленькую передышку в моей жизни”, – сообщила она.
Соответствующего наказания Кошанов избежал, его перевели в другую часть. На его место назначили его близкого друга, коллегу по работе майора Еркебулана Карипбекова, которому, со слов Ельчибаевой, Кошанов поставил задачу уволить девушку.
“После назначения Карипбекова моя служба в армии стала просто невыносимой. Я стала подвергаться ещё большим издевательствам, унижению, оскорблению и насмешкам со стороны Карипбекова. И опять командование части продолжало делать вид, что ничего не происходит”, – отметила она.
Карипбеков часто обьявлял сборы в 5-6-7 утра. Как утверждает Ельчибаева, он часто собирал деньги у подчинённых на разные нужды, снимал с нарядов, когда ему удобно.
“При каждом удобном случае я слышала от него в свой адрес матерные слова, такие как: “Ты, Ельчибаева, ты и твоя фамилия меня ******* (надоели), ты позор армии, ты неряшливая (я не принесла водительское удостоверение), из-за тебя личный состав будет страдать, ты овощ, и я тебя уволю”, – рассказала она.
Руководство войсковой части по-прежнему закрывало глаза на происходящее. Ельчибаева обратилась с соответствующим заявлением в ОВКР Капчагая к старшему лейтенанту Данияру Ныгыманову, который отвёл её к своему начальнику Дигимбаеву:
“Начальник ОВКР, выслушав меня, сказал, что так как нет доказательств и писать заявление не стоит и что он проведёт беседу с Карипбековым. Чтобы собрать доказательства, я зашла в часть со смартфоном. Была проверка отделом ЗГС и Жаканбаевой. В ходе досмотра без моего согласия меня трогали за грудь, за гениталии в коридоре при мужчинах, и на мои просьбы пойти в другую комнату получила отказ. Смартфон нашли и отдали Карипбекову. В последующем, вплоть до моего увольнения при входе в часть меня проверяли, делая досмотр на КПП, ощупывая разные участки тела также при мужчинах”.
3 марта Ельчибаева получила строгий выговор, уведомление довели 30 апреля. 5 марта проводилась её аттестация, где присутствовало около 20 офицеров.
“Там же при всех Карипбеков грозился и орал, что уволит меня”, – рассказала она.
Во время лечения Ельчибаевой на дому, после её увольнения и всяческих издевательств и унижений со стороны Карипбекова, она написала заявление в военную прокуратуру Капчагайского гарнизона, но внятного ответа получено не было.
“Командование части с целью создания негативного мнения обо мне стало проводить собрания, запугивать подчинённых, одновременно через юриста части предлагали договориться. Надеюсь, министр обороны РК примет меры”, – подчеркнула она.
Как рассказали в фонде, Ельчибаева – единственная кормилица в семье.
“Отца нет, умер. Мама болеет, с инвалидностью, на руках младшие братики! Она не пропала без армии, она уже нашла работу, а вот армия без таких девушек с характером слаба! Она крутая, она моя героиня, а офицеры, которые не заступились за коллегу, вы кто? Вы считаете себя защитниками страны? Одну девушку не смогли защитить, как же вам страну доверять?”, – говорится в сообщении.
Напомним, ранее после череды суицидов военнослужащих была запущена петиция за отставку министра обороны Руслана Жаксылыкова.