В Сарыаркинском районном суде № 2 продолжилось заседание по громкому уголовному делу Боранбаева, Наханова и Жанузака. Завтра суд переходит к предпоследней перед приговором фазе – прениям. Сегодня же речь на процессе шла о новом обвинительном акте. Корреспондент Ulysmedia.kz, который ведёт хронологию процесса, уже рассказывал, что новый акт отличается от старого тем, что обвинение предлагает конфисковать у Боранбаева дополнительно ещё четыре банковских счета.
Причина, по версии прокурора, кроется в обнаруженном соглашении с дополнительным пунктом. Обвинение настаивает, что оно может служить доказательством того, что Казахстан всё-таки мог приобрести газ у российского партнёра напрямую, а не покупать его у компании «АзияГаз Чунджа». Напомним, сторона защиты требовала предоставить оригинал документа, однако судью удовлетворила копия, предоставленная прокурором.
В чем меня опять обвиняют?
Новый акт у Кайрата Боранбаева вызвал отрицательное мнение – он сравнил его со старым и заявил, что так и не понял, в чём его обвиняют. Тем не менее объяснил, с чем не согласен, перечислил моменты, которые, по его мнению, не могут служить обвинением и заметил, что у него очень много замечаний.
- На странице восемь написано, что «АзияГаз Чунджа» включила в состав учредителей Серди, уважаемый суд, Серди никогда был нашим акционером.
Также Боранбаев объяснил, почему он не мог создать преступный план с Жанузаком по заключению контракта с «АзияГаз Чунджа» на поставку российского природного газа в Казахстан.
- Уважаемый суд, а где подтверждающие документы о том, что были встречи и переписка, где доказательства? С Жанузаком мы познакомились только здесь, в суде. У меня вообще сложилось такое мнение, что эти 68 страниц обвинительного акта - сочинение на тему «как придумать преступление».
Он напомнил, что свидетели со стороны обвинения - эксперты и руководители компании QazaqGaz подтвердили, что ущерба не было.
- Мы представили письмо, в котором QazaqGaz сообщает, что собственник товарного газа – «Газпром» осуществил реализацию российского газа в адрес «АзияГаз Чунджа» в соответствии со статьей 23 закона РК о газе и газоснабжении. Также в QazaqGaz подтвердили, что за период 9 июля по 31 декабря в рамках контракта компания получила прибыль 128 млн долларов.
Также Боранбаева возмутило обвинение в том, что его компания не понесла никаких затрат.
- Как это понимать? Как QazaqGaz мог бы получить такую прибыль, если бы «АзияГаз Чунджа» не понесла затраты на транспортировку?
Также он обратил внимание и на противоречия, которые, как он считает, есть в обвинительном акте.
- Нам всё время вменяют сумму ущерба в 14 млрд 565 млн тенге. Здесь опять же, на странице 14 обвинительного акта пишут, что мы получили дивиденды в сумме 10 млрд 675 млн, а куда тогда делись более 3 млрд? Они все время сами себе противоречат - откуда взяли, что есть ущерб, я не могу этого понять. Обычную предпринимательскую сделку приняли за преступление. Теперь доход компании принимают как ущерб, как такое возможно?
Ещё он объяснил, что между «КазМунайГазом» и «Газпромом» действуют межправительственные соглашения и «АзияГаз Чунжа» к ним отношения не имеет и даже обнаруженный протокол с 18 пунктами не доказывает, что QazaqGaz мог напрямую покупать газ у «Газпрома».
- У меня ощущение, что органы обвинения снова вводят суд в заблуждение. Мы до сих пор не получили документы, подтверждающие факты причинения ущерба, обвинение не хочет их показывать, потому что их просто нет.
Убрали частичку «бы»
Подсудимый Наханов поддержал Боранбаева и заметил, что в новом обвинительном акте только убрали частицу «бы». Он убеждён, что в новый акт не доказывает виновность, не учитывает доказательства и факты, собранные адвокатами за эти три месяца.
Боранбаев добавил, что органы прокуратуры постоянно противоречат сами себе
- Выдвигая обвинения, они тут же ссылаются на документы, которые опровергают соответствующие пункты. У меня такое ощущение, что они переписали первый обвинительный акт и просто добавили протокол с 18-ю пунктами, оригинал которого отсутствует. Я настаиваю на своей невиновности. Настаивать на ошибочных убеждениях и принимать плохие решения на их основе – одна из величайших трагедий, так как здесь решаются судьбы людей, – заявил Боранбаев.
Бывший заместитель председателя правления QazaqGaz Тайыр Жанузак тоже не признаёт вину и требует доказательства того, что он вступил в преступный сговор.
- В предоставленной обвинением версии подпись моего непосредственного руководителя – председателя правления. Есть человек, который подписал договоры, его подпись имеется и на одном из шести реестров… Эти люди проходят свидетелями, а я, который просто исполнял решение правления по оплате за поставленный фактически газ являюсь подозреваемым, и меня хотят осудить на срок до 12 лет. Я в полном недоумении, – сказал Жанузак и подчеркнул, что вину в предъявленных обвинениях не признает.
Каждый остался при своём
С 30 декабря прошлого года в Сарыаркинском районном суде идут баталии защиты и обвинения, но за три месяца своё мнение так и не поменяли. Адвокаты настаивают на невиновности подсудимых, прокурор – на том, что Кайрат Боранбаев, Роман Наханов и Тайыр Жанузак присвоили чужое имущество, легализовали деньги, полученные преступным путём и нанесли ущерб компании QazaqGaz в 14,5 млрд тенге. Однако, подсудимые вину не признают и настаивают, что в суде предпринимательскую сделку называют хищением, а прибыль считают хищением.
Несмотря на то, что доказательная база обвинения защиту не устроила, судья приняла решение перейти к прениям. Собственно, они должны были начаться раньше, однако, как раз тогда прокурор представил копию протокола, которая затянула процесс и легла в основу нового обвинительного акта.
Тем не менее, уже завтра судья начнёт заслушивать участников процесса, чтобы по законам жанра определить позицию каждого, оценить и сопоставить преимущества и слабые стороны, сопоставить их и свершить правосудие.