Казахстан может перенаправить экспорт нефти в балтийский порт Усть-Луга (Ленинградская область) вместо Новороссийска в случае ухудшения ситуации в Чёрном море, заявил замгендиректора "КазТрансОйла" Эрик Сагиев. Об этом передаёт Ulysmedia.kz.
“Если ситуация в Чёрном море ухудшится, объёмы, которые мы транспортируем в направлении порта Шесхарис [в Новороссийске], будут перенаправлены в порт Усть-Луга”, — сказал Эрик Сагиев.
Тем временем замглавы "КазТрансОйла" Амиржан Оспанов сообщил, что "Карачаганак петролеум оперейтинг" планирует транспортировать по нефтепроводу "Дружба" 1,2 млн тонн нефти в 2024 году.
Напомним, Казахстан начал поставки нефти в Германию через нефтепровод "Дружба" в рамках проводимой работы по диверсификации маршрутов экспорта своей нефти. Первая партия была отгружена в феврале.
В ночь на 4 августа вооружённые силы Украины пытались атаковать военно-морскую базу Новороссийска двумя безэкипажными катерами. Тогда был установлен временный запрет на движение судов.
18 августа на грузовом терминале порта Новороссийск произошёл пожар. В Каспийском Трубопроводном Консорциуме утверждают, что инцидент не отразился на плановой отгрузке казахстанской нефти через морской терминал КТК и нефтеперевалочный комплекс “Шесхарис” вблизи порта Новороссийск.
КТК – основной маршрут для экспорта казахстанской нефти, на неё приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объёмов. В то же время поставки через КТК неоднократно приостанавливались из-за ремонтов на российской территории, что стало причиной поиска властями Казахстана альтернативных маршрутов.
Крупнейшими акционерами КТК выступают “Транснефть” (24%) и “КазМунайГаз” (19%). По трубопроводу Тенгиз — Новороссийск протяжённостью 1511 км поставляется более двух третей всей экспортной нефти РК, а также сырьё с российских месторождений, в том числе на Каспии. Морской терминал компании оснащён тремя выносными причальными устройствами.
В апреле сообщалось о планах “Казмортрансфлота” почти вдвое увеличить каспийский флот для экспорта нефти через Азербайджан, в обход России. Сейчас основным альтернативным маршрутом служит трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан, к нему казахстанскую нефть транспортируют по Каспийскому морю. Однако этот маршрут дороже, чем через Россию: $100 против $38,4 за 1 т соответственно.