Депутат мажилиса Болатбек Алиев высказался о будущем казахстанского автомобильного производства, передает Ulysmedia.kz.
Алиев заявил, что в настоящее время российский рынок захватывают китайские автопроизводители.
«За первые полгода 2023 на рынке представлено 30 моделей 14 китайских марок. И их количество будет увеличиваться. Из Поднебесной уже везут новые Geely, Chery и т.д. АвтоВАЗ, видимо, после такой экспансии не выдержит конкуренции, а это - полноценный автозавод. Наверняка, будут госпрограммы по спасению. Или плавно будут переходить на китайские машины. И еще: Китайский автомобильный бренд Chery планирует до конца года договориться о сборке своих авто в России. Будут использовать уже готовые мощности — их освободилось предостаточно после того, как европейские автомобильные компании покинули соседнюю страну», - пишет депутат.
По его прогнозам, китайские производители насытят рынок РФ, после чего автомобили начнут массово привозить в Казахстан.
«Интересно, что будет с нашим так называемым автопромом? Поверьте, будет очень и очень тяжело. Задумываются ли его владельцы и протеже в правительстве, что их ждет в ближайшем будущем, когда китайские авто хорошего качества, произведенные в России, хлынут к нам? Будет ли правительство спасать всякими косвенными субсидиями и грантами? РФ не позволит для сохранения равного доступа. И никакие заградительные меры тут не помогут, их просто нет, мы в едином таможенном пространстве. Сейчас к нам идет поток электрокаров из Китая, невзирая на барьеры, а тут их не будет совсем», - считает Алиев.
Он напомнил историю с бывшим руководителем "Азия Авто – Бипэк Авто" Анатолием Балушкиным.
«Опекаемый всем правительством Балушкин вдруг за короткое время оказался нерукопожатным и подался в бега с ущербом в несколько сотен млн долларов. Администраторы, которые сопровождали его, потом «очнулись» и предъявляли претензии в правительстве, живы и здоровы, работают на разных уровнях в госслужбе. Не могу отделаться от устойчивого ощущения, что все эти годы мы напрасно вбухивали в отрасль сотни млрд бюджетных средств, создавая инфраструктуру, преференции, пытаясь, или делая вид, что пытаемся создать отечественное машиностроение», - резюмировал депутат.
Напомним, скандал с компанией "Азия Авто – Бипэк Авто", которой заправлял Балушкин, начался в 2020 году, когда власти внезапно разорвали контракт с компанией и потребовали вернуть 174 млрд тенге – именно на эту сумму компания получила льготы за 10 лет.
Причина – не исполнили обязательства по промышленной сборке. А ведь на долю концерна “Бипэк Авто” приходилось 25% автомобильного рынка Казахстана, на их заводах производились такие машины, как LADA, KIA, UAZ и Skoda. Сам Балушкин, не стесняясь в выражениях, прямо обвинял в “рейдерском захвате” экс-главу КНБ Карима Масимова и премьер-министра Аскара Мамина.
Причем пока он искал виноватых в своём поражении и поругивал тех, кто, по его мнению, разрушил бизнес, выяснилось, что у него есть российское гражданство, коим он и воспользовался. В 2021 году Балушкина объявили в розыск, потом появилась новость о его задержании в Праге.
По данным Forbes, состояние Балушкина в декабре 2020 года оценивалось в $153 млн.